С доктором лучше вообще не спорить. Не любят они этого. Но вдруг вам приспичило.

Порой вам может показаться, что доктор вовсе не прав. Вы, допустим, начитались Интернета, а может, поговорили с другим доктором... Само по себе для врача это оскорбительно. У них на такой случай три весомых аргумента:

  1. Кто из нас врач?
  2. Через Интернет лечатся только идиоты.
  3. Если вы мне не доверяете, ищите того, кому доверяете.

Что делать, если вы не согласны

Если вы не согласны с диагнозом и методами лечения, начать следует с обращения к непосредственному руководителю лечащего врача — заведующему отделением, руководителю медицинской организации или его заместителю по медицинской части с предложением о проведении консилиума или приглашения консультантов.
Владимир Зеленский
Директор Московского городского Фонда обязательного медицинского страхования

С предложением. Не факт, что любой каприз пациента должен быть удовлетворен. Вы можете предложить, они — отказать.

Гораздо спокойнее по рекомендациям найти врача, которому сможете доверять. Но к нему лучше бы идти с историей болезни на руках… Вот с этого момента начинаются пациентские страдания. По Закону об охране здоровья граждан, медицинская документация является собственностью медицинской организации. И организация вовсе не жаждет отдать вам свое кровное.

А если дело доходит до конфликта и суда в связи с врачебной ошибкой или халатностью, то позиция пациента изначально проигрышная: у него на руках обычно не остается ни листочка в подтверждение своей правоты. А медучреждение, готовясь к судебным разбирательствам, имеет возможность вписать в карту все, что нужно, и вычистить все, что не нужно.

Как получить свой экземпляр карты

Что делать, чтобы свой экземпляр медкарты всегда был у вас на руках?

Чтобы получить свой экземпляр, пишете заявление на имя руководителя медицинской организации и запрашиваете заверенную копию или выписку из медкарты с указанием периода.

Владимир Зеленский, директор МГФОМС

То есть теоретически вы можете так поступать после каждого визита к врачу. Сложность в том, что, в соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» ваше заявление могут изучать до 30 дней. Если вам нужно получить второе мнение по поводу аппендицита, то есть риск просто не дожить. А если по поводу рака, то все разговоры про «на самой ранней стадии» превращаются в демагогию.

Однако если вы наберетесь терпения и будете регулярно, после каждого — планового или внепланового — визита к любому специалисту писать такое заявление, то рано или поздно администрация устанет давать вам официальные ответы — и будет для простоты сразу распечатывать или ксерокопировать вам все врачебные записи. Да и настороженность их ослабнет: они же видят, что вы выписки берете, а в суд не идете.

В некоторых коммерческих клиниках так делается уже и сейчас: один экземпляр записей (с подписью врача) передается пациенту, второй (с подписью пациента) остается у врача. В случае конфликта обе стороны смогут доказать, что жалобы и назначения были именно такими, как записано — никто ничего не дописал и не подтер. Непонятно, почему аналогичным образом не поступают все. Впрочем, понятно. Чего уж там…

Что изменилось в законах

Буквально послезавтра, с 27 ноября, получить информацию о собственном здоровье и, ничего не растеряв по пути, донести ее до другого врача станет несколько проще: в силу вступит «Порядок ознакомления пациента с медицинской документацией, содержащей информацию о его здоровье», утвержденный Приказом Минздрава №425-н от 2016 года. С понедельника можете на него ссылаться.

Последний, тринадцатый пункт утвержденного порядка гласит:

При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником в медицинской документации во время приема (посещения на дому).

Это значит, что, прощаясь с доктором, вы имеете право почитать все, что он там написал. Надо заметить, что в «Порядке» напрямую не запрещается фотографировать, например, на телефон странички карты. Но тут вы можете столкнуться с противодействием.

Существующий порядок не прописывает возможность делать фотосъемку, хотя мы просили внести этот пункт. Не запрещено, но и не разрешено. В административной системе это значит появление еще одного коррупционного шлагбаума — как хочу, так и читаю закон. Коррупция в принципе и стоит на таких вот неопределенностях.
Александр Саверский
президент «Лиги защитников пациентов»

Аргументируя свою позицию в медицинском кабинете, вы можете ссылаться на следующие нехитрые соображения:

  • Разрешено то, что прямо не запрещено законом.
  • Медицинская документация принадлежит медицинскому учреждению, но информация о собственном здоровье принадлежит пациенту.
  • Я имею право получить «второе мнение», но для этого мне нужно первое.
  • У вас там очередь под дверью звереет. Давайте я сфотографирую и дома прочитаю, чтобы никого не задерживать?

Последний вариант — самый бесконфликтный, пожалуй.

Как поступать с назначениями, которых нет в карте

Если к врачам вы ходите давно, а о праве читать их записи узнали только сейчас, то можете запросить для ознакомления и всю карту. В течение 30 дней должны предоставить. Унести ее с собой, правда, будет нельзя. В соответствии с тем же Приказом 425-н, знакомиться с документами разрешено только в периметре учреждения.

В процессе чтения случаются открытия: вы можете обнаружить процедуры, которые вам, оказывается, назначали (но выдать вам направление забыли), лекарства, о которых вы не знали. И наоборот — не обнаружить в медицинской карте тех назначений, которые добрый доктор записал вам на листочке и велел строго соблюдать.

Если врач написал на листочке список лекарств, но не выдал рецепта и не указал их в карте, значит юридически вы занимаетесь самолечением. И за все последствия отвечаете только вы сами. При любых разночтениях лучше сразу, с места, звонить в свою страховую компанию: она имеет право выйти с проверкой прямо во время получения услуги.

Владимир Зеленский, директор МГФОМС

В общем, спорить с доктором можно. Но надо хорошо подготовиться.

Фото: kinopoisk.ru, кадры из фильмов