Память о войне: почему она передается по наследству
Отзвуки войны все дальше: у кого-то из нас воевал отец, а у кого-то — прадед. Но по необъяснимой причине мы переживаем 9 Мая с той болью в сердце, как если бы видели своими глазами блокаду, голод, окопы и лагеря. Почему мы остро реагируем на события прошлого?
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2017/05/13/16/947897/f1be9e57d818040229bf371b2bb0a7d596050e65.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947898/b3f68f6e79eed67052a9be0d29ccf09d4f6ae72e.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947905/bdcb84bfbf7ad6dc67ff2a32c04c96a84e89fd1c.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947911/4f80e4a74e540efadff7346f37f142f81b80b8e0.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947914/d3aecf171eb2f8a7a8caf24584a74a24fa4ca354.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947918/96bb924b3af9145e2e10900298497e99f6772862.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947923/5603409335422619fcd6ea9446bac1c6a8332631.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947926/a3b101cffad4433617102ab241cb050c98576766.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947928/943f372cf19bbec9c84cb1bde7732eb22db44feb.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947931/1c9dee9e6b63b99ff0440270159de5450251f48e.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947934/9e0200b85b73a0b39a824e77e8bada3f5c7e7fbd.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947940/d3ee935dbd80628df6237ff62e048f6baea121d5.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947943/67bced0e96fe8c2de6d13bfe3b6c22ac05e8c306.jpg)
/imgs/2017/05/13/16/947946/5ef45e77445cf635ec6b3ae702e5e1872861be2d.jpg)
Советский солдат с немецким ребенком после освобождения Берлина, 1945 год
Сто лет назад психиатр Карл Густав Юнг предположил, что существует коллективное бессознательное — наследуемая память, которая объединяет потомков одного прародителя. Обыденный пример: если ваш дальний предок боялся огня, то вы, даже не пережив пожара, испытываете страх перед языками пламени. Конечно же, действие коллективного бессознательного куда глубже: вы предпочитаете сказки, народные песни, верования, которые каким-то образом связаны с прошлым вашего рода (и о котором вы, скорее всего, даже не догадываетесь). Идеи получили развитие как в психологии, так и в генетике.
Генетическая память
Ее можно было бы считать вымыслом писателей-фантастов, если бы не результаты недавних исследований. Научная группа изучала гены мужчин и женщин (евреев по национальности), которые попали в концентрационный лагерь, были свидетелями пыток или прятались во время Второй мировой войны от преследований. Также ученые анализировали гены их детей.
Как выяснилось, у потомков тех, кто пережил Холокост, вероятность стрессового расстройства значительно выше, чем у выходцев из семей, живших за пределами Европы и не сталкивавшихся с угрозой геноцида. Этот факт можно объяснить лишь тем, что страх уничтожения вызвал эпигенетические изменения и передался нескольким поколениям.
Возможно, вы испытываете похожий эффект на себе. Пережившие войну бабушки и дедушки носили в своих сердцах тех, кто погиб за них: подруг, однополчан, родственников. Чувство благодарности и горечь утраты, которые напоминают о себе 9 Мая, — ваше эмоциональное наследство, доставшееся от близких.
Синдром годовщины
Одно из направлений психологии, связанное с изучением прошлого семьи, — психогенеалогия. Его основательница, французский психолог Анн Анселин Шутценбергер, уверена, что многие проблемы или переживания, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни, — это трансляция опыта, накопленного в роду.
Среди многих понятий автор описывает «синдром годовщины» — повторение как трагических, так и счастливых событий в один и тот же день в нескольких поколениях. Наверняка вы слышали истории о том, как люди хоронят членов семьи (или рожают детей) по одним и тем же числам. Если вы принимаете эти рассказы за совпадения, то психологи находят объяснение в том, что существует встроенное чувство времени: даже если вы не помните точную дату какого-то происшествия, в этот день вы можете расстраиваться из-за пустяков или видеть тревожные сны.
Видимо, 9 Мая стало годовщиной, когда через толщу десятилетий вы чувствуете ту радость, слезы, боль, надежду, которые испытывали в вашем роду в 1945 году.
Семейная система
Другой метод, который работает с прошлым личности — системные расстановки Берта Хеллингера. Подход основан на предположении, что члены семьи связаны единым информационным полем, в котором содержатся данные обо всем, что происходило с каждым человеком. Если кто-то был забыт или отвергнут, то срабатывает «системная совесть»: рождается человек, который повторяет утраченный опыт, то есть становится на место исключенного из родовой системы человека. Например, девушка болеет анорексией в память об умершей от голода прабабушке или юноша не может найти себя в обществе, превращаясь в заместителя пропавшего без вести дедушки.
Общественные праздники, посвященные важным вехам истории, можно рассматривать как восстановление в правах всех членов семьи. Пока общество о них помнит, оно бережет себя от воспроизведения старых трагедий.
Фото: globallookpress.com