Здоровье

Проба Манту: обязательно ли делать и чем можно заменить

Мы сейчас не о профилактике туберкулеза в мировом масштабе. Мы всего лишь о справках для лагеря.

В течение года вы могли дать согласие на туберкулинодиагностику ребенка, а могли написать отказ. Вам, конечно, угрожали в случае отказа не пускать ребенка в школу, но обычно до этого не доходит. Ибо конфликт законов всегда решается в пользу основного закона, то есть Конституции. Если не решается, то правдолюбивые родители подключают к делу прокуратуру, а в последнее время еще и детского омбудсмена… В общем, случаи, когда ребенка без пробы манту не пускали в школу и школе ничего за это не было, науке пока неизвестны. То ли дело детские летние лагеря. Они не обязаны предоставлять ребенку всеобщее среднее образование в рамках Конституции, зато обязаны чтить СанПИН.

Вот почему в середине мая неизбежно и неизменно вырастают очереди «за справкой» у кабинетов фтизиатров и в тубдиспансерах. Выбор остается невелик: либо соглашаться на Манту, либо отказываться от лагеря. Или возможны варианты? Давайте разберемся.

Конфликт законов

На что ссылаются медсестры и директора в школах, когда не хотят допускать к занятиям ребенка-«отказника»?

Они ссылаются на СанПИН СП 3.1.2.3114−13 «Профилактика туберкулеза», статью 5.7, абзац 2.

Родители, как правило, парируют, ссылаясь на:

  • Ст. 20 ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан в РФ», запрещающей ЛЮБОЕ медицинское вмешательство (в том числе скрининг) без информированного добровольного согласия родителей;
  • Ст. 5 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующей ВСЕМ гражданам получение бесплатного образования вплоть до среднего профессионального.
  • Ст. 43 п.4 Конституции, не просто гарантирующей всеобщее среднее образование, но и объявляющей его обязательным (в отличие от Манту, которая, по ФЗ-323, дело добровольное).

Но, во-первых, как уже было сказано, все эти три веских козыря работают только против школ и совершенно бессильны против детских лагерей, которые тоже дело добровольное. Еще более добровольное, чем туберкулинодиагностика.

А во-вторых, не все родители и не все директора школ пока знают, но информацию уже доводят до сведения: в 2015 году Верховный суд РФ рассматривал дело об оспаривании абзаца второго пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» и оставил его в силе.

Верховный суд постановил (№АКПИ14-1454 от 17.02.2015 г.), что требовать справку от фтизиатра — это вполне законно. Потому что:

  • СанПИН не нарушает права граждан на добровольное информированное согласие. Не хотите обследоваться — можете отказаться. А при обращении к фтизиатру можете получить информацию обо всех имеющихся способах диагностики, помимо туберкулиновой пробы Манту. На Манту никто не настаивает. Настаивают на заключении фтизиатра при допуске в детский коллектив.
  • Помимо ст. 5, в Законе об образовании есть еще ст. 28 п.2:

А безопасность подразумевает, что в школе детям инфицироваться не от кого. Причем СанПИНы как раз и являются теми самыми «установленными нормами», которым надо соответствовать. И есть еще в Законе об образовании ст. 41 с пунктами 6 и 10 — про профилактические осмотры, диспансеризацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в школах. Исполнение этих пунктов невозможно без соблюдения требований СанПИНа.

  • Ст. 43 п.4 Конституции не просто объявляет всеобщее среднее образование обязательным. Она еще и возлагает ответственность за него на родителей:

Круг замкнулся: чтобы обеспечить основное общее образование, родители должны всего лишь принести заключение фтизиатра о том, что ребенок здоров и не опасен для окружающих, а не сделать Манту.

После вмешательства детского омбудсмена Анны Кузнецовой Минздрав утвердил в качестве достаточного аргумента, подтверждающего «безопасность» ребенка, еще два теста: Диаскинтест и Т-spot. Причем Диаскин можно получить по ОМС — в Москве и Питере даже в школах и садах, в регионах в основном пока еще только в тубдиспансерах. Т-spot — это анализ крови. Его бесплатно не делают. В сетевых лабораториях он стоит в пределах шести тысяч рублей… Но за лагерь вы наверняка заплатили в пять-десять раз больше?

Итак, в нашем распоряжении Манту, Диаскинтест и Т-spot.

Как работает Манту

В состав туберкулина входят продукты жизнедеятельности микобактерий туберкулеза и элементы микробной клетки. Целых бактерий там нет — ни живых, ни мертвых. Поэтому слухи о возможном инфицировании при туберкулиновой диагностике несколько преувеличены. Основная проблема в другом: каждый третий результат туберкулиновой пробы ложноположительный. То есть туберкулеза нет, а кожная реакция есть. А это не только зуд у ребенка и нервный срыв у мамы, это, скорее всего, химиопрофилактика — бессмысленная и беспощадная.

В организме человека есть два типа иммунных клеток: одни распознают вообще любого «чужака», а вторые реагируют только на специфические маркеры (в нашем случае это маркеры туберкулеза). Причем распознать их иммунные клетки могут только в том случае, если уже «видели» их раньше (была прививка БЦЖ или инфицирование).

Вот почему в первые два дня на месте введения туберкулина покраснение возникает у всех: это пошел в бой первый эшелон иммунных клеток. На третий день реакция должна либо затухнуть, если бойцы «второго эшелона» (те, которые в лицо «узнают» палочек Коха) не нашли для себя работы, либо вспыхнуть с удвоенной силой — если нашли. То есть идеальный вариант очевиден: есть туберкулез — «пуговка» воспаляется (положительная или гиперергическая реакция); нет туберкулеза — «пуговка» исчезает (отрицательная реакция).

На самом деле идеала не существует, а мы имеем положительную реакцию:

  • потому что ребенку делали прививку БЦЖ, а у иммунных клеток оказалась долгая память;
  • у ребенка сильный иммунитет — и клетки первого эшелона не прекратили борьбу;
  • ребенок инфицирован, но не болен, или переболел и вылечился;
  • у ребенка аллергия на туберкулин.

Как работает Диаскинтест

Сама процедура выглядит так же, как проба Манту: препарат вводят внутрикожно. Но это не обломки бактерий, а синтетические аналоги маркеров, которые есть только у бактерий туберкулеза. Среагируют на него только клетки, распознающие специфичные маркеры туберкулезных бактерий, и только в том случае, если бактерии с таким маркером уже есть в организме в активной форме. То есть ложноположительный результат практически исключен. Диаскинтест рекомендован Минздравом и поставляется в школы наравне с туберкулином (во всяком случае, в Москве), так что если ребенок принес из школы бланк на добровольное медицинское согласие, можете так и написать: «Отказываюсь от туберкулиновой пробы Манту, согласна на Диаскинтест».

Проблема в том, что фтизиатры почему-то часто настаивают, чтобы ребенку сделали и Манту, и Диаскин. Это оправдано до семи лет, когда решается вопрос о ревакцинации: если Манту положительная, значит, ребенок был инфицирован — ревакцинацию БЦЖ в семь лет ему проводить нельзя. Однако если при этом реакция на Диаскинтест отрицательная, значит, заболевание не развивается, организм справился с ним сам (недаром же в роддоме сделали привику БЦЖ) — и ребенок в профилактическом лечении не нуждается. Но если Манту была положительной всегда, ребенку перед школой уже выдали отвод от ревакцинации, то дальше мучить его туберкулином совершенно бессмысленно. Диаскинтест покажет, не начали ли палочки Коха проявлять активность.

Как работает T-spot

Это анализ крови, в котором подсчитываются Т-лимфоциты, реагирующие на антигены туберкулезных микобактерий. Специфичность теста примерно такая же, как у Диаскинтеста: он не выдает ложноположительных реакций, его предпочитают мамы, которые в принципе против введения чего бы то ни было в здоровый детский организм. Кровь берут из вены. Сдают анализ натощак. Стандартный срок получения результата, как и у кожных проб, — три дня. Но расходы на анализ крови государство на себя брать пока не решилось — так что можно, но за свои.

Фото: shutterstock.com

Читайте также:

Осторожно, сальмонеллез! 10 вкусных блюд, опасных для здоровья

Тест: кто вы, доктор Хаус или доктор Айболит?