Рассказываем, какими качествами должен обладать хороший слушатель.

Некоторые люди являются прекрасными ораторами, они рассказывают увлекательные истории так, что все внимание аудитории приковано к ним. Они вдохновляют и заставляют слушать их, задержав дыхание. Но порой быть хорошим слушателем гораздо важнее. Вот вам звонит подруга, она в печали, ее бросил бойфренд, и ей необходимо выговориться. Или на работе начальникрассказывает вам о новой стратегии на следующий год. Как продемонстрировать внимание и понимание ситуации, какие подобрать слова, чтобы говорящему не казалось, будто вы делаете это лишь из вежливости или чувства долга? Наши приемы помогут вам стать внимательным собеседником, с которым люди хотят делиться переживаниями и новостями.

Установите зрительный контакт

Установите зрительный контакт

Первое, о чем стоит помнить хорошему слушателю, — это зрительный контакт с собеседником, демонстрирующий, что вам не все равно. И вы обращаете внимание на чужие слова, полностью вовлечены в беседу. Когда вы не смотрите в глаза говорящему, особенно если ваш взор блуждает или устремлен в пол, создается ощущение, будто вы думаете о чем-то своем и совершенно не заинтересованы в общении. Смотрите спокойно, доброжелательно, прямо повернув лицо к собеседнику. Не отводить глаза не получится. Но чтобы облегчить себе задачу, можно поставить воображаемую точку между бровей вашего визави и устремить взор на нее. Подобный взгляд иногда называют центральным. Попрактикуйтесь в установлении зрительного контакта с каждым человеком, с которым вы заговорите, и вы сразу заметите его расположение.

Задавайте вопросы

Задавайте вопросы

Чтобы научиться слушать, нужно уметь задавать вопросы. Постарайтесь выяснить, почему человек решил поговорить именно с вами, что он хочет до вас донести. Но прежде, чем задавать новый вопрос, дайте ему высказаться по предыдущему до конца. Не забывайте оценивать свое понимание сообщения. Если вам что-то не ясно, не кивайте молча, а попросите пояснить. Порой, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, люди «думают вслух» и их речь может быть нестройной и нелогичной. Так что важно ни в коем случае не дать собеседнику понять, что его трудно слушать. Пускай он формулирует, а вы не перебивайте. Лучше почаще кивайте и восклицайте.

Фокусируйтесь на собеседнике

Фокусируйтесь на собеседнике

Не думайте о своем ответе, пока ваш собеседник говорит. Иначе от вас ускользнет смысл его слов и вы пропустите идею, которую до вас хотят донести. Подумайте над ответом тогда, когда говорящий завершит свою речь. Не будьте слишком нетерпеливы. Даже если он слишком медлит или часто прерывается, оставайтесь в фокусе. Не старайтесь занять в разговоре доминирующее положение. Помните, сегодня ваша задача — слушать, а значит, вы играете в диалоге второстепенную роль.

Следите за своей реакцией

Следите за своей реакцией

Вероятно, ваш собеседник возбужден, расстроен или разгневан. В таких случаях он вряд ли следит за своей речью, которая может быть полна слишком резких, нелогичных и даже неадекватных суждений или грубых, неэтичных слов. Постарайтесь не выстраивать эмоциональные барьеры, сдерживать волнение, следить за нитью повествования и выхватывать самую суть. Кроме того, в случае, когда мы пониманием, что речь собеседника бессвязна и почти лишена здравого смысла, мы начинаем притворяться: демонстрировать нарочитое внимание, в то время как взгляд останавливается и внимание становится рассеянным. Собеседник это обязательно почувствует, его мысли спутаются, и он потеряет главную мысль.

Не отвлекайтесь

Не отвлекайтесь

В современном обществе существуют тысячи вещей, которые нас отвлекают. Как быть хорошим слушателем, если из-за окна доносится шум, рядом орет телевизор, то и дело звонит телефон, а за стеклянной дверью постоянно ходят люди? Ваша задача — сделать так, чтобы от разговора ничего не отвлекало. Выключите звук телефона, закройте окно, сядьте так, чтобы видеть только говорящего и сконцентрируйтесь на его словах. Кстати, это поможет не только научиться слушать, но и развить навыки позитивного общения.

Помните о языке тела

Помните о языке тела

Не забывайте о том, что язык тела может выдавать нас с головой. И даже если вы будете выражать крайнюю степень заинтересованности, ваши поза и жесты будут говорить об обратном. Поэтому постарайтесь развернуть тело в сторону собеседника, не скрещивайте руки и ноги, не болтайте ими, не вертите в пальцах ручку или мобильный телефон и не отводите слишком часто взгляд.