passion.ru
Опубликовано 15 января 2010, 00:02

Великие танцовщицы: любовь и смерть

   Легенды русского балета, женщины, которые были окружены ареолом славы и таинственности, поклонники посвящали им строки своих бессмертных произведений, ради них рисковали жизнями на дуэлях... Кто они - роковые красавицы или несчастные, обиженные судьбой женщины? Passion.ru предлагает совершить небольшой экскурс в историю...
Великие танцовщицы: любовь и смерть

   Легенды русского балета, женщины, которые были окружены ареолом славы и таинственности, поклонники посвящали им строки своих бессмертных произведений, ради них рисковали жизнями на дуэлях... Кто они - роковые красавицы или несчастные, обиженные судьбой женщины? Passion.ru предлагает совершить небольшой экскурс в историю...

Талант и красота редко гарантировали женщинам счастье в жизни. Гениальные или самые заурядные мужчины любили их без памяти, им поклонялись, изводили ревностью или изменами, безжалостно бросали. Красивые, не похожие на других женщины, несмотря на немилость судьбы, всё-таки продолжали жить, доверяя своим чувствам.

Они прощали жестокость и равнодушие своим мужьям, покровителям, отступничество былых поклонников, забвение среди друзей. Не сгибаясь под ударами судьбы, знаменитые и гениальные женщины разных эпох продолжали жить достойно.

Трагическая судьба великой балерины

Авдотья Истомина

Авдотья Истомина

Авдотья Истомина - романтический символ русского балета, кумир первой половины ХIХ века. «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Истомина…» - писал о русской Терпсихоре Пушкин. В своих произведениях поэт не раз использовал образ молодой балерины, от него пошла легенда о восточном происхождении красавицы, в письмах к брату он называл её Черкешенкой.

Имя Авдотьи Истоминой часто встречалось в прессе тех лет, а также в дневниках и письмах известных людей. Историк русского театра Арапов так описывает популярную балерину: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела чёрные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер её физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, лёгкость, быстроту в движениях...»

Героиня петербургских слухов и сплетен, предмет обожания и причина дуэли гвардейцев, подруга Грибоедова, первая на российской сцене танцовщица, вставшая на пуанты и сделавшая первые шаги на пальцах, волшебница танца - всё это она, Авдотья Ильинична Истомина.

Она родилась в 1799 году. Осиротевшую 6-летнюю девочку приняли в Петербургское театральное училище, о ней ходатайствовал какой-то музыкант, но имя человека, способствовавшего появлению на российской сцене талантливой танцовщицы, неизвестно. В 9 лет Истомина впервые вышла на сцену в балете «Зефир и Флора», а годами позже спектакли с её участием называли праздниками театра.

Множеству воздыхателей юная балерина предпочла весёлого ветреного повесу штаб-ротмистра Шереметева, около двух лет они прожили вместе. Гвардеец был ревнив, и однажды после очередного выяснения отношений Авдотья ушла от него.

Как-то поздним вечером А. Грибоедов после спектакля пригласил балерину на чай. В то время дипломат и литератор жил на квартире своего приятеля камер-юнкера Александра Завадовского, графа, наследника огромного состояния. Когда-то он попытался закрутить с Авдотьей роман, но не встретил ответного желания с её стороны.

И вот спустя время, случайно встретившись, вновь предложил балерине свою любовь. Снова последовал отказ, но об этой встрече узнал ревнивец Шереметев. Так из-за Истоминой разразился поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», в которой секундантом был А. Грибоедов. Истекавшего кровью Шереметева Авдотья увезла с места дуэли домой, вскоре он скончался.

На 20-м году службы в театре отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице вполовину снизили жалованье. Однако Авдотья Ильинична не сдалась и продолжала выступать в амплуа мимической актрисы, Но на этом несчастья не закончились: в 1836 году во время спектакля она получила травму. На прошение о поправке здоровья Истомина получила неожиданный ответ: император Николай I приказал ее уволить. Последнее выступление бывшей роковой красавицы состоялось на сцене Александринского театра.

Годы громкой славы для русской Терпсихоры прошли, она занималась с учениками, дважды выходила замуж: за своего воспитанника Годунова, безвременно умершего, и драматического актера П. Экунина. Умерла балерина в 1848 году от холеры.

Великие танцовщицы: любовь и смерть

Спасение от одиночества

Ольга Спесивцева

Ольга Спесивцева

Ольга Александровна Спесивцева - одна из трагических фигур в русском балете. Она пришла в Мариинский театр накануне Первой мировой войны, а расцвет её таланта пришелся на большевистский переворот. Спесивцева порвала с прошлым примадонны императорской сцены и продолжала выступать. Коронная роль Жизели принесла балерине репутацию «Красной Жизели».

Вряд ли она рассчитывала укрепить свои позиции в труппе в смутное революционное время, в стихии творящегося переворота надёжным укрытием ей показались объятия представителя новой власти - неукротимого чекиста Бориса Каплуна. Этот недолгий странный союз балерины и чекиста был не случаен - даже самая кровавая власть нуждалась в красоте, а красота - в защите.

Каплун приходился племянником Урицкому, другом и репетитором детей всесильного Зиновьева. В 25 лет он стал управделами Петроградского Совета, слыл любителем искусств и в особенности балета. В Мариинском театре за ним была закреплена особая ложа. Каплун был инициатором создания первого крематория в Петрограде и часто возил туда свою жену на «экскурсии». Возил так, как возят в театр или в модный ресторан - красиво одетую.

Вскоре «красный» покровитель исчезнет из её жизни - постоянство не было свойственно его натуре, а в 1937 году Каплуна расстреляют.

Главной ролью танцовщицы стала Жизель. Чтобы поближе познакомиться с симптомами сумасшествия, необходимыми для раскрытия образа героини, Ольга Спесивцева посещала лечебницу для душевнобольных, и потом на сцене безукоризненно передала состояние своей Жизели. После работы над этой ролью у великой балерины появились признаки душевной болезни.

Увлечение Сержем Лифарём, партнером по танцам, также тяжело отразилось на психическом состоянии балерины - одаренный красавец был равнодушен к женщинам. После расставания с Каплуном страдания мании преследования усилились.

В 1924 году Ольга Спесивцева решилась на побег за границу. Из Петрограда, города своей тревожной юности, она с матерью уехала в Италию, затем в Париж. В эмиграции к ней отнеслись настороженно, называли «большевичкой», считали советской шпионкой.

Многие любили эту великую балерину, за великое счастье считали видеть её выступление. Она была смыслом жизни для художника Владимира Дмитриева, музыканта Валериана Богданова-Березовского, назвавшего её Stella montis - высокая звезда, для искусствоведа Акима Волынского. Но союз с ними был недолгим.

Судьба подарила Ольге Спесивцевой долгую жизнь - 96 лет. Частая смена климата, тяжёлые переезды, нервные нагрузки отнимали последние силы, мучили приступы тоски по Петербургу, поклонникам. В расцвете таланта балерина оказалась невостребованной, всё это мучило и сводило с ума.

Последней каплей, сломившей эту утончённую натуру, стало известие о смерти последнего возлюбленного - богатого американца Брауна, ради которого она и переехала за океан. Обострилась психическая болезнь. В состоянии полной амнезии и распада сознания 22 года несчастная женщина жила в лечебной клинике под Нью-Йорком, и вдруг неожиданно к ней вернулась память.

Последние годы О. Спесивцева провела в пансионате для одиноких соотечественников, организованном дочерью Л. Толстого. Умерла в 1991 году.

Великие танцовщицы: любовь и смерть
Ольга Глебова-Судейкана

Ольга Глебова-Судейкана

Правы современники, отмечавшие, что Ольга Глебова-Судейкина похожа на Венеру Боттичелли – сохранившиеся фото подтверждают это. «У неё было фарфоровое лицо, дивные золотые волосы, громадные серо-зеленые глаза, искрящиеся, как опалы, чарующая улыбка, летучий лёгкий смех, лёгкие движения» - так описывали её друзья. Весь стиль её был стилем эпохи – вычурный и утонченный.

У девочки родом из Ярославской губернии было несчастное и короткое детство. Окончив школу при Александрийском театре в Петербурге, она год выступала на сцене. Другие актрисы считали Ольгу слишком манерной, но отмечали её доброжелательность и приветливость.

В театре она познакомилась с модным живописцем Сергеем Судейкиным, а в 1907 году они обвенчались. Супруг оказал на Ольгу огромное влияние. Он боготворил жену и в то же время диктовал ей образ жизни, манеру поведения, делал из неё произведение искусства, напоминавшее персонажи его картин. Художник создавал для Ольги воздушные платья, в которых она казалась почти обнажённой.

Иногда, подражая А. Дункан, Ольга танцевала полуобнаженной. У Глебовой-Судейкиной не было задатков большой актрисы, но она приковывала к себе внимание в танцах драматических спектаклей и опереттах.

За экстравагантной танцовщицей следовала свита поклонников, к ухаживаниям она относилась легко, как к игре, в которой с удовольствием участвовала. Однако поощряемое увлечение ею 22-летнего драгунского офицера Всеволода Князева закончилось трагически - он покончил с собой.

В 1915 году, 2 года спустя после трагедии, Судейкину оставил муж, уехав с новой женой во Францию. Разрыв с обожаемым человеком она восприняла как огромную трагедию. На некоторое время её новым спутником стал композитор Артур Лурье, непостоянный по своей природе.

Ольга часто чувствовала себя несчастной, задумывалась о смерти; дружившей с ней А. Ахматовой пророчески повторяла, что за её гробом пойдет человек 10. Так и случилось в Париже в январе 1945 года. Лишившись крова, она скиталась по чужим углам, постоянно болела; оказавшись после перенесённых лишений в госпитале, говорила друзьям, что оказалась в раю: «В такой обстановке можно счастливо умереть».

До отъезда в 1924 году в Берлин О. Глебова-Судейкина работала на бывшей императорской фарфоровой фабрике, делала изящные фигурки танцовщиц, которые пользовались успехом. Она покидала Родину, захватив чемоданчик со своими милыми фарфоровыми статуэтками. В эмиграции полгода зарабатывала на жизнь их продажей.

Переехав в Париж, очень страдала от одиночества, по-прежнему любила Судейкина, вспоминала блестящую петербургскую жизнь, поклонников. Одинокую женщину редко навещали. «Я больше не нужна людям, вот и займусь птицами», - решила она и купила несколько канареек. Потом в её доме появились воробьи, горлинки, попугаи. Пернатые друзья сохраняли душевный покой и равновесие, помогали переносить удары судьбы.

Бывшая актриса зарабатывала писанием картин, вышиванием бисером и изготовлением кукол. Самые трудные дни наступили с немецкой оккупацией Парижа. В часы налётов Ольга Афанасьевна не спускалась в бомбоубежище, а оставалась с птицами. Но однажды с парой крылатых питомцев оставила квартиру. После налёта увидела страшную картину - бомба, попавшая в дом, разворотила её квартиру, почти все пернатые друзья погибли. Для актрисы было величайшим потрясением видеть разоренный кров, она винила себя, что бросила птиц в минуту опасности.

…Актрису похоронили на русском кладбище под Парижем, в последний путь её провожали 14 человек. На память о ней друзья взяли оставшиеся картины и кукол.

Великие танцовщицы: любовь и смерть