30-го сентября православные христиане отмечают день поминовения святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи, а тезки страстотерпиц справляют свои именины. Событие, которое легло в основу этого праздника, произошло почти 20 веков назад, во времена раннего христианства, когда религия только начинала распространяться по Европе, и ее последователи часто сталкивались с резким неприятием новой веры.

Passion.ru рассказывает историю возникновения дня поминовения святых мучениц и делится немногочисленными традициями его празднования.

История возникновения праздника

Жила во II веке нашей эры в Риме семья – благочестивая мать Софья и три ее дочери: Пистис, Элпис и Агапэ (так их имена звучали на древнегреческом языке, а на латинском – Фидес, Спес и Каритас). Римская империя тогда находилась во власти языческих культов (древнеримской религии), а христианство подвергалось гонению. Но София, истинная последовательница Христа, не побоялась воспитать своих дочерей в христианской добродетели. Она считала, что есть только один Бог – Иисус Христос, а все те боги и богини, которым поклоняются римляне – это от лукавого.

Правил Римом в те времена император Адриан – умелый воин, грамотный политик, достаточно лояльный правитель. Но при всех своих неоспоримых достоинствах этот человек жестоко обходился с теми, кто отказывался верить в пантеон римских богов. Когда ему донесли, что в его городе живет беззащитная вдова с малолетними дочерьми, которые, не боясь его гнева, исповедуют свою веру, он распорядился доставить их к себе. Не привыкший к отказу своих подданных, Адриан был уверен, что стоит ему только приказать, и четыре христианки отрекутся от своего вероисповедания.

Вера, Надежда, Любовь – традиции и история праздника
Вера, Надежда, Любовь – традиции и история праздника

Но императора ждало разочарование. Юные девы не собирались отказываться от своих религиозных убеждений. Они отвергли его богатые подарки, цитировали Адриану учение Христа и твердо отстаивали свое верование. Взбешенный правитель позвал палачей. Девочек долго пытали, а их мать вынуждена была смотреть, как истязают ее детей. Ни жалоб, ни просьб о помиловании не услышал Адриан от юных христианок, они смиренно принимали все муки. Смерть их не страшила, ведь они знали, что их души обязательно окажутся на Небе – рядом с их духовным отцом.

Не добившись от девочек признания римских богов и раскаяния, император приказал их обезглавить. Он хотел сжечь тела, но сжалился над бедной матерью и отдал ей то, что осталось от ее детей. Софья похоронила дочерей и двое суток пролежала рядом с их могилами, молясь и плача. На третье утро Господь призвал ее к себе, подарив светлую и радостную кончину.

На какое-то время судьба четырех христианок была забыта. Но в VII-VIII веке стали появляться их жития на разных языках – на болгарском, греческом, на грузинском, армянском и латинском. Русские христиане приняли греческую версию, но дали юным мученицам имена, которые были более понятны нашему народу. Так, Вера – это калька (перевод и ассимиляция иноязычной лексики) с Пистис, Надежда – с Элпис, а Любовь – с Агапэ.

Интересно то, что обычно имена святых не калькируются, а переносятся в переводные книги в первоначальном звучании. За много веков было сделано всего три исключения – для убиенных отроковиц, а также для Леона и Синесия – их стали называть Львом и Разумником.

По теме

После адекватной адаптации имена святых мучениц соединились в сознании наших предков с тремя главными христианскими добродетелями – верой, надеждой и любовью. Имя же их матери не нуждалось ни в калькировании, ни в переводе – уже тогда на Руси знали, что Софья означает «мудрость». Возможно, именно этой Софье мы обязаны огромным количеством Софийских соборов, построенных по всему миру.

День почитания святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи был «назначен» на дату, совпадающую с народными «поминками по лету». Скорее всего, это было сделано не случайно, а для того, чтобы заместить языческий праздник христианским (так уже к тому времени поступили и с Иваном Купалой, и с днем, посвященным Мокше).

Император Адриан

Перед тем, как перейти к традициям праздника, вернемся к Адриану – императору, по приказу которого были казнены юные христианки. В некоторых источниках есть упоминание о том, что он пытался навязать девочкам культ Артемиды, однако, опираясь на исторические факты, можно предположить, что в тот момент Адриан поклонялся вовсе не богине охоты, а Антиною – обожествленному им любовнику, утонувшему при странных обстоятельствах.

Вера, Надежда, Любовь – традиции и история праздника
Вера, Надежда, Любовь – традиции и история праздника

Император тяжело переживал смерть своего возлюбленного, основал в его честь город Антинойполис, в котором учредил игры, посвященные «молодому богу» Антиною, а статуи, изображавшие юношу, стояли по всей империи. Только до наших дней дошло более пяти тысяч бюстов и скульптур, а сколько их было разрушено...

Это все дает основание сделать два вывода:

  • Адриан не принимал христианство, в том числе и из тех соображений, что в этом случае Антиной тут же потерял бы свой божественный статус.
  • девочки, скорее всего, отказались поклоняться именно этому «назначенному» богу, что подтолкнуло правителя к такому поступку как истязание и казнь детей.