passion.ru
Опубликовано 03 октября 2008, 00:02

Пока мы любим, нас не разлучить (Зоя Федорова)

   …В 1934 году люди выстаивались в очередь у кинотеатров, чтобы достать билет на новый отечественный фильм «Подруги». В основу был положен сюжет о девушках, добровольно ушедших на фронт в первую мировую войну сёстрами милосердия. Вымышленные героини стали идеалом для советских женщин.
Пока мы любим, нас не разлучить (Зоя Федорова)

   …В 1934 году люди выстаивались в очередь у кинотеатров, чтобы достать билет на новый отечественный фильм «Подруги». В основу был положен сюжет о девушках, добровольно ушедших на фронт в первую мировую войну сёстрами милосердия. Вымышленные героини стали идеалом для советских женщин.

Роль одной из них исполнила 22-летняя Зоя Фёдорова. Актриса и прежде имела успех у зрителей, но после «Подруг» познала славу кинозвезды.

На улицах незнакомые женщины обнимали её, дома не смолкали телефоны от звонков почитателей.

Зоя играла лирических героинь кинолент того времени и была мечтой для мужчин - о такой жене мечтали многие.

Пока мы любим, нас не разлучить (Зоя Федорова)

© Зоя Федорова

В год выхода премьеры Зоя была влюблена. На съёмочной площадке всегда рядом был талантливый оператор Владимир Раппопорт, с ласковой улыбкой поглядывающий из-за камеры.

Зоя с лёгкостью согласилась выйти за него замуж.

Оба делали карьеру и работали в разных городах: Зоя уехала в Москву, а муж остался в Ленинграде. Виделись они от случая к случаю. Разлука не укрепляла чувств, и редкие свидания заканчивались ссорами. Спустя пять лет супруги развелись.

В 1945 году 33-летняя Фёдорова была приглашена на дипломатический раут.

Она надела поношенное тёмно-синее бархатное платье: шла война, и купить приличное платье невозможно было даже знаменитой актрисе.

Актриса шла на вечеринку и испытывала лёгкое возбуждение, предчувствуя счастье. Ожидание оправдалось: невысокого роста блондинка заинтересовала 40-летнего американского офицера Джексона Тэйта.

В Америке его никто не ждал, со второй женой они давно разошлись, правда, не оформив разрыв официально. Вскоре Хелен умрёт и Джексон овдовеет.

Маленькая блондинка разбередила душу американца. Он решил обязательно ей позвонить и немедленно купил русско-английский словарь.

Дома Зоя рассказала сёстрам о встрече с американцем, старшая - Александра - тотчас выразила недовольство, убеждала, что не следует закручивать роман - их неповинный отец отсидел в тюрьме за то, что попросил для своей тяжелобольной жены адрес врача у знакомого немца.

Домой он вернулся старым больным человеком. В семье помнили об этом и боялись повторения с кем-нибудь того, что произошло с отцом. Но _ Зоя была влюблена. _

«Что они могут мне сделать? - возражала она. - Люди любят меня. Никто не посмеет меня тронуть».

Память о Победе

Пока мы любим, нас не разлучить (Зоя Федорова)

© Зоя Федорова

Судьба свела русскую актрису и американского офицера в тяжёлые военные годы.

Их страстный роман продлился совсем недолго: Тэйт был выслан из страны ещё до того, как узнал, что у Зои будет ребёнок.

Они скрывали свои чувства, чтобы об их отношениях не ходили слухи, ведь обоим грозили большие неприятности.

В праздничный День Победы, _ 9 мая 1945 года, _ они осмелились и вместе гуляли по московским улицам, как и все ошеломлённые от праздника.

Ночь провели в квартире актрисы, тогда она скажет: «Сегодня я понесу ребёнка». Влюблённые договорились, что родившегося мальчика назовут Виктором, а дочку - Викторией. В честь великой Победы.

Счастье было недолгим: Зою вдруг отправили с концертами по черноморским городам на полтора месяца. Джексон не знал, что сказать в утешение.

«Я уже скучаю по тебе», - грустила Зоя. «А я буду скучать до той минуты, пока ты не вернёшься ко мне…», - заставил себя улыбнуться Джек.

На следующий день его тоже неожиданно вызвали в посольство и ознакомили с приказом о высылке из Советского Союза. Он написал Зое обо всём, что с ним произошло.

«Будущее принадлежит нам. Пока мы любим друг друга, нас никому не разлучить. Верь в это, моя маленькая девочка. Я вернусь к тебе».

Письмо Джексон оставил в ее почтовом ящике, но когда Зоя, вернувшись в Москву, догадается в него заглянуть, вырванная дверца ящика будет болтаться на одной петле…

О том, что произошло в её отсутствие, актрисе рассказала приятельница - американская журналистка. Узнав обо всём, Зое показалась, что на неё обрушилась скала. Она носит ребёнка, и отец никогда не увидит его?!

Узнав о беременности актрисы, многие прервали с ней отношения - боялись дружить с женщиной, «запятнавшей» себя связью с иностранцем. Зое с трудом давалось душевное спокойствие, она чувствовала за собой слежку.

На память пришла история, случившаяся с ней ещё до войны, - две встречи с Берией, окончившиеся ссорой. Другого объяснения тому, что с ней произошло, она не видела.

Утром 18 января 1946 года известная актриса Фёдорова родила голубоглазую девочку с прямыми чёрными волосами и длинными ресницами.

«Виктория», - прошептала молодая мать, погружаясь в сон. Поначалу она находила в ребёнке большое сходство с Джексоном, и с грустью признавалась себе, что он уходит из её памяти.

Забывались крепкие объятия, запах его одеколона, интонации голоса. «Интересно, помнит ли он меня», - размышляла она.

За всё это время актриса не получила от него ни строчки: бдительные органы позаботились о том, чтобы письма из Америки не доходили до адресата.

Тюрьма как плата за счастье

Пока мы любим, нас не разлучить (Зоя Федорова)

© Зоя Федорова

Через одиннадцать месяцев после рождения дочери Зоя вернулась с рождественского вечера у знакомого английского журналиста. Квартира встретила тишиной - малышка и домработница спали.

Мать поцеловала спящую девочку, а через несколько минут тишину взорвал звонок. Зоя оцепенела, не могла пошевельнуться - она знала, кто так требовательно может звонить ночью.

Открыла дверь, в квартиру ввалилось шестеро мужчин и женщина. Ей сунули какую-то бумагу, сквозь голоса она услышала слова: «преступление», «арест».

Надевая на вечернее платье пальто, видела, как в комнатах делают обыск, расшвыривают вещи.

Актриса _ попросила поцеловать на прощание ребёнка, ей не разрешили, _ она пронзительно закричала. Ей уступили и сопроводили в комнату, но дотрагиваться до девочки не позволили. Зоя зашлась в рыданиях, упала, её силой вывели на улицу.

_ Полтора года Федорова провела в Лубянке. _ С ума сводили допросы ранним утром и по ночам, болезни, унижения, наказания, голод.

Ей необходимо было выжить ради ребёнка. Это была единственная причина терпеть страдания. В тюрьме Зоя узнала про арест сестры Марии, волновалась за судьбу близких людей.

Актрисе _ вменяли в вину связь с «американским шпионом», рождение «потенциального врага страны». _ Она долго не подписывала признание, и за это поплатилась - дважды в душевой на Зою вместо нормальной воды лился кипяток.

Знаменитую актрису приговорили к 25 годам тюремного заключения.

В Лефортово она пыталась покончить с собой: дождавшись, когда надзирательница отвернется, закрепила чулки на перекладине под потолком, повесила на шею петлю и отбросила ногами табурет.

Пришла в себя на кровати, тюремщицы держали её за руки и избивали. От боли несчастная потеряла сознание. Очнувшись, обнаружила в гипсе все пальцы на руках - их переломали надзирательницы. Пытки сломили, и Зоя подписала все бумаги.

После Лефортово был лагерь в Потьме, в 300 километрах от столицы, где актрису продержали два месяца и вынесли новый приговор: 25 лет лагерей усиленного режима с конфискацией имущества, денег и ссылкой всей семьи.

Это означало, что из Москвы выслали сестру Александру с детьми. При мысли о судьбе Вики душили рыдания.

Осуждённую перевели в Челябинск и предъявили новый приговор - 25 лет тюремного заключения, а местом отбытия наказания назначили страшную тюрьму - Владимирку.

Пока мы любим, нас не разлучить (Зоя Федорова)

© Вмктория Федорова

…Тем временем в Северном Казахстане с трудом выживали ссыльные Александра, её сын, дочь и племянница Вика. _ Маленькой девочке не рассказали о матери, ею она считала свою тетю. _

Александра не стала говорить правду, боялась, что сестра не выживет в тюрьме, и тогда ребёнок переживёт ещё одно потрясение.

Жизнь была страшной, не хватало денег на еду, одежду, среди местного населения они были изгоями.

Дети не принимали Вику, при случае забрасывали камнями, кусками земли. Однажды, убегая от толпы разъярённых детей, девочка провалилась в зловонную яму жидких помоев.

На крики никто из взрослых не вышел, Вику выручила прирученная ею собака, которая вскоре поплатилась за свою доброту жизнью.

Зоя с трудом добилась разрешения переписываться с семьёй, она отсидела 2 года и ни разу не отправила им весточки, не получала известий из дома.

После объявленной голодовки арестантке, наконец, разрешили _ раз в год получать письмо и отправлять своё. _

После смерти Сталина её снова перевели в Лубянку, а _ 23 февраля 1954 года Федорова узнала о своем освобождении. _

Следователь предложил актрисе зеркало, она колебалась: последний раз видела своё отражение в 33 года. Сейчас ей 41.

«Уверяю вас, вы не очень изменились. Вы по-прежнему Зоя Фёдорова». Она медленно приблизилась к большому зеркалу: на неё смотрела пожилая женщина. Волосы серебрились сединой, вокруг глаз и на скулах - припухлости.

Встреча, которой пришлось ждать 16 лет

Пока мы любим, нас не разлучить (Зоя Федорова)

© Зоя Федорова

Через девять лет Вика встретилась с родной матерью. Они стали жить вместе, актрису восстановили на работу в киностудии.

Об отце-американце она рассказала уже 13-летней дочери. Вика узнала правду - о любви родителей, мучениях матери в тюрьмах.

До неё дошёл смысл двусмысленных обсуждений её внешности подругами матери - она часто слышала о своей непохожести на девочек-сверстниц.

С этого момента Виктория жила мечтами о встрече с отцом. Зоя тоже хотела этого из-за боязни, что Вика останется совсем одна, если с ней что-то случится - годы заключения отразились на здоровье. Её угнетала мысль, что она умрет прежде, чем вырастет дочь.

Фёдорова познакомилась с Ириной Керк - русской преподавательницей из Америки, которая в качестве переводчика сопровождала группу туристов из Америки.

Тайно встретившись с ней, Зоя Алексеевна попросила помощи в поисках Тэйта. Свидание дочери с отцом произошло через 16 лет, в марте 1975 года.

Виктория Фёдорова тоже стала актрисой, красавицей с броской внешностью. «Самые длинные ноги Москвы» - так говорили о ней в столице.

Она добилась успехов в профессии, познала популярность. Но в личной жизни всё было безнадёжно, два брака не принесли счастья, а встреча со знаменитым киносценаристом Валентином Ежовым стала, по её словам, «кошмаром пострашней прожитых лет в Казахстане».

В период проживания с автором популярных фильмов - «Мужской разговор», «Сибириада», «Белое солнце пустыни» - актриса превратилась в алкоголичку.

Виктория была на 25 лет младше его, и полностью подвластна. Полтора года мучительных отношений закончились разрывом, восстановиться после ненормального образа жизни помогла страстная мечта увидеться с отцом.

…В 2003 году Виктория Фёдорова отметила 60-летие. Она _ живёт в Америке, занимается компьютерной графикой, давно не снимается в кино. _

Третий брак с американским лётчиком также распался. Увлекательную историю жизни двух русских женщин - свою и матери - она описала в книге «Дочь адмирала».

В своё время об этой грустной истории любви русской актрисы и американского военного узнал весь мир. Советская актриса дорого заплатила за мгновения счастья.

_ После десятилетий разлуки два пожилых человека увиделись в Штатах, куда Зоя Фёдорова приехала навестить дочь. _ Разговор вели о своей Виктории.

Зоя Алексеевна Фёдорова трагически погибла - её застрелили в собственной квартире. Это преступление до сих пор не раскрыто.

_ Инна ИНИНА _