Сегодня весь мир отмечает день бортпроводника гражданской авиации - стюарда и стюардессы.

Каждый год 12 июля стюарды и стюардессы отмечают свой профессиональный праздник. Считается, что этой профессии исполнилось уже более 80 лет, впервые на борт самолета стюарда стали брать в 1928 году в Германии. Ранее сервис во время полета обеспечивал второй пилот самолета, что было небезопасно.

Изначально функции бортпроводников выполняли мужчины - бывшие официанты дорогих ресторанов. Идея нанять привлекательных девушек возникла в 1930 году в Соединенных Штатах - красавицы стали дополнительной рекламой пассажирских авиаперевозок.

Первой стюардессой считают Эллен Черч (Ellen Church), в свой первый полет рейсом «Сан-Франциско - Шайенн» в этом качестве она отправилась 15 мая 1930 года в возрасте 25 лет. Участницы первого отряда стюардесс, в который входила и которых выбирала Эллен, должны были быть моложе 25 лет и весить менее 52 килограммов, все они окончили курсы медсестер. Сейчас требования к весу не так строги, чего нельзя сказать о внешности, наличии необходимых черт характера, профессиональных знаний и навыков. Ведь то, как поведет себя бортпроводник в той или иной ситуации, зависит комфорт и часто - безопасность пассажиров.

Реальные стюардессы Finnair поделились с нами своими историями.

«В 1950-е годы в Москве наш отель располагался возле аэропорта, но в номерах не было сейфов, и двери не запирались как следует. Мы несли ответственность за выручку от продаж на борту, и поэтому старшая стюардесса всегда спала с деньгами под подушкой», - поведала одна из них.

«В 1960-е годы стюардессы могли бы отлично предсказывать погоду. «Сегодня, когда мы вылетали из Стокгольма, там шел сильный дождь», - говорила я соседу-фермеру, и тот с благодарностью шел укрывать свои грядки пленкой. Обычно та же самая погода приходила в Финляндию примерно сутки спустя», - рассказала вторая.

Интересная история произошла с третьей: «Однажды во время рейса «Стокгольм – Хельсинки» мы перевозили в подсобном помещении пять картонных ящиков, но не знали, что в них. Внезапно я увидела за своим креслом что-то белое. Я посмотрела поближе, и оказалось, что это две белые крысы, которые каким-то образом выбрались из ящика. Это было еще перед взлетом, и я предупредила по бортовой связи пилотов, что по салону бегают крысы, но они мне ничего не ответили, и самолет отправился в рейс. К счастью, крысы вели себя хорошо: они тихо сидели в углу в течение всего полета. Когда мы приземлились в Хельсинки, один из пилотов в шутку сказал: «Надо срочно доставить на борт пять белых кошек – пять ящиков с белыми крысами и пять белокурых стюардесс у нас уже есть!».

«Одна из напарниц попросила меня приготовить виски с содовой и отнести его пассажиру, который занимает место 10А. Я отнесла виски, но пожилая леди, которая сидела в этом кресле, удивилась и сказала, что виски она не заказывала. Никто из тех, кто сидел рядом с ней, тоже этого не делал. Я вернулась в подсобку и сказала об этом коллеге. Та наморщила лоб, сосредоточенно размышляя, а потом ответила: «Кажется, я поняла. Меня просили принести виски с содовой на предыдущем рейсе – вчерашнем!» Как говорится, лучше поздно, чем никогда», - поделилась четвертая.

«Однажды мы летели утренним рейсом в Оулу, и я пролила кофе на брюки одному из пассажиров – да-да, вы правильно догадались, именно на то самое место. Делать было нечего – я ушла в подсобку за полотенцем, а потом вернулась и начала удалять следы кофе с брюк. Через некоторое время пассажир сказал: «Великолепное обслуживание! Я был бы счастлив, если бы вы продолжали, но вы пролили кофе не на меня, а на мужчину, что сидит передо мной». В этот момент мне просто захотелось провалиться сквозь землю», - рассказала пятая.

Эти и другие любопытные факты ищите на нашем сайте и страницах PDF-журнала. Свежий номер выходит каждое утро!

А с вами происходили забавные случаи в полете?