Несмотря на свою значимость, диетологию можно назвать молодой наукой в медицинском мире. Еще совсем недавно диетологи занимались исключительно разработкой меню в учреждениях здравоохранения, следили за качеством и количеством блюд, расходами и прочей «пищевой бухгалтерией».

Однако за последние несколько лет общество захлестнула волна метаболических заболеваний. Ожирение, диабет, гипертония, инфаркты, инсульты, подагра — причина этих состояний во многом связана с образом жизни, питанием, физической активностью, особенностями режима, психологическим фоном. Врач, который мог бы в этом разобраться и помочь пациентам предупредить и вылечить эти заболевания, стал очень популярной и необходимой фигурой в современной терапии. Так появилась специализация диетолога, несколько расширяющая полномочия и сферу клинических интересов других специалистов.

Однако волна интереса к диетологии породила массу околонаучных, а порой и рискованных подходов и инструментов. Люди без медицинского образования — журналисты, блогеры, фитнес-тренеры, инструкторы по питанию — дают некомпетентные советы всем и каждому.

На свет появились многочисленные мобильные приложения (шагомеры, счетчики калорий), страницы в социальных сетях, рассказывающие о контроле питания и спорте, о программах готового питания. Книжные магазины завалены «авторскими методиками», обещающими читателю похудеть быстро и навсегда. Подобная информированность людей в вопросах питания и широкий выбор возможностей должны были исправить статистику и снизить распространенность ожирения и его последствий.

На самом деле это не так. Мир продолжает страдать от полноты, диабета и гипертонии. К сожалению, практика показывает, что центральным мотивом большинства современных подходов, методик и разработок является маркетинг. Чем их больше, тем сложнее найти среди них действительно эффективные.