Опубликовано 21 апреля 2025, 12:00
11 мин.

«Критика будет всегда»: Bain Ligor о записи каверов, участии в шоу Малахова и любви к Виктору Цою

Певица Bain Ligor рассказала о секретах успешных каверов и отношении к критике.
«Критика будет всегда»: Bain Ligor о записи каверов, участии в шоу Малахова и любви к Виктору Цою

© Фото из личного архива

В наши дни каверы перестали быть просто адаптацией популярных песен, превратившись в целое направление в музыке со своими звездами. Ремейки не только дарят альтернативное звучание полюбившимся миллионам хитам, но и открывают слушателям новых талантливых музыкантов.

Одной из ярких представительниц отечественной кавер-сцены является музыкальный блогер и певица Bain Ligor (настоящее имя Баина Эрдэмтуева (Лиджи-Горяева)). Всего за несколько лет уроженка Калмыкии смогла обзавестись сотнями тысяч подписчиков на YouTube и внушительной фан-базой на стриминговых платформах, поучаствовать в телешоу Андрея Малахова и сделать по-настоящему востребованным творчество на калмыцком языке.

В эксклюзивной беседе с сайтом «Страсти» исполнительница рассказала о трудностях при создании каверов, стоимости записи одной песни, отношении к шоу «Голос» и будущем независимых артистов в России.

Вы росли в музыкальной семье – уже в детстве понимали, что свяжете свое будущее с вокальным искусством?

Музыка, безусловно, всегда являлась неотъемлемой частью моей жизни. С самого детства я росла в музыкальной обстановке. Моя мама преподаватель музыкальной школы по фортепиано, папа знаток фольклора, любит исполнять народные калмыцкие песни. И, пожалуй, в детстве, возможно я и мечтала, представляла себя певицей или артисткой, но все же не в серьез. И даже в подростковом возрасте, когда, казалось бы, у меня наоборот, возрос интерес к музыке в целом, именно в подростковом возрасте я научилась играть на гитаре, все же я смотрела на это больше, как на хобби.

Вы родились в колоритном поселке в самом сердце Калмыкии, насколько сильно отличалась та жизнь от жизни в мегаполисе? Есть ли приятные воспоминания из того периода жизни?

Да, я родилась и выросла в поселке Комсомольский с населением около 4 тысяч человек. Конечно, жизнь в поселке очень отличается от городской. Здесь, я пошла в возрасте 6 лет в Детскую Музыкальную школу по классу фортепиано, которую закончила спустя 7 лет. Не раз участвовала в различных районных музыкальных конкурсах. Все воспоминания, связанные с родным поселком – самые теплые, всегда хочется приехать домой, погостить, поностальгировать.

Почему вообще решили делиться музыкальным контентом в интернете?

В старших классах, а затем и на первых курсах универа – активно смотрела музыкальные видео на YouTube, в основном мне попадались разные каверы иностранных музыкантов и несколько русскоговорящих. И в один момент я подумала, что хочу попробовать так же, как и эти музыкальные блогеры, записывать свои исполнения любимых песен под гитару и делиться с более широкой аудиторией.

Вы начинали с кавер-версий чужих песен - как выбирали репертуар на старте?

Исходила просто из своего вкуса. На момент начала ведения YouTube-канала я слушала преимущественно рок-музыку, в большей степени – русский рок. Я даже помню, как я была категорична тогда, говорила: «На своем канале я буду петь только рок», ха-ха. Просто, видимо, у меня тогда был такой период музыкального вкуса: очень категоричный, а-ля – попсу не слушаю, только рок. Но постепенно менялась я, менялся и репертуар. Стоит заметить, правда, что тем не менее из популярной музыки – я в основном, пела и пою старый поп, так скажем, с нотками ностальгии.

Что самое сложное при создании каверов? Присутствует ли страх сделать хуже оригинала?

Честно говоря, даже не задумывалась о таком страхе. Я обычно не стремлюсь исковеркать или изменить намеренно звучание оригинальной версии. Просто пою от души, так, как чувствую, понимая при этом заранее, что не всем может понравиться моя версия.

«Критика будет всегда»: Bain Ligor о записи каверов, участии в шоу Малахова и любви к Виктору Цою

© Фото из личного архива

В чем, на ваш взгляд, секрет успешного кавера? Что делает его уникальным и запоминающимся?

На мой взгляд… Думаю очень важно то, насколько исполнитель сам чувствует песню, насколько она ему близка по настроению, тогда, у него получается исполнить это проникновенно, что может тронуть слушателя. Также, я думаю, важен тембр голоса - его красота, уникальность, запоминающееся звучание. В любой песне, будь то лирическая песня, или заводная, зрителя цепляет часто в какой-то степени сама личность исполнителя, его харизма, эмоциональное состояние.

Как строится процесс адаптации оригинальной песни? Часто ли приходится вносить какие-либо изменения в мелодию или текст?

Обычно я подбираю или нахожу аккорды на гитаре, затем подбираю подходящую мне тональность, выбираю темп, в котором, на мой взгляд, песня звучит неплохо, и начинаю петь. Текст, как правило, остается без поправок. Единственное, я иногда ненамеренно делала ошибки в словах. Эх, есть за мной такой грешок.

Есть ли у вас любимые исполнители или композиции, которые вы мечтаете исполнить?

Да, конечно, есть очень много разных таких исполнителей и композиций. Мне сложно сейчас так определиться и выделить. Но также стоит заметить, что бывают проблемы с авторскими правами. Я уже, к сожалению, не раз сталкивалась с такой ситуацией. Впредь – если делать какую-то качественную трудоемкую работу над кавером – нужно сначала обратиться к правообладателям за разрешением.

Некоторые каверы вы исполняете на калмыцком языке – что самое сложное при переводе композиций?

Я обычно исполняю на калмыцком языке - калмыцкие песни. Если говорить про субтитры - перевод с калмыцкого на русский, то особых сложностей нет. А если вы имеете в виду, такой пример как перевод на калмыцкий язык песни «Звезда по имени солнце», то этот перевод не мой, калмыцкий текст мне присылают иногда мои зрители, подписчики с пожеланием исполнить.

Как калмыцкое происхождение влияет на ваше творчество в целом? Стараетесь ли отразить какие-то элементы вашей культуры в собственных песнях?

Так как у меня довольно-таки обширная аудитория по географии, мне всегда хочется познакомить новых зрителей со своей культурой, музыкальным колоритом своей малой Родины. Исполняю калмыцкие народные песни, а также песни калмыцких авторов на родном языке. Если говорить про авторские песни, пока что собственных песен в моем репертуаре на калмыцком языке еще нет, но я бы очень хотела, да. В будущих планах такое, безусловно, есть, и как вы сказали, с отражением национального колорита, очень хочу.

Как близкие относятся к вашей деятельности?

Прекрасно. Все мои родные и близкие очень поддерживают меня. Родители в самом начале моего пути – были моими главными критиками. Я перед тем, как опубликовать полную версию кавера на YouTube – отправляла маме и папе, так скажем, на проверку. Но это больше для моего успокоения, для того, чтобы быть уверенной, что все нормально. Все-таки вначале – сам не знаешь, как лучше, и хочется совета.

Сможете описать процесс созданиях ваших авторских песен. Где находите вдохновение для текстов и мелодий?

Всегда по-разному. Свои первые авторские песни я сочиняла как-то случайно, незапланированно. Просто брала в руки гитару, наигрывала аккорды, и строчки вместе с музыкой сами рождались. Я тогда даже и не ставила себе цели, темы песни, просто писала то, что было на душе. Многие эти песни я впоследствии опубликовывала на своем YouTube-канале.

Иногда стараюсь писать песни более намеренно. То есть я говорю себе: «Хочу написать новую песню», беру гитару и пытаюсь что-то сочинять. Короче говоря, особого секрета нет, но для сочинения хорошего материала желательно все-таки, чтобы у тебя было хоть какое-то вдохновение, настроение, муза. И, кстати, заметила, что обычно лучше всего песни сочиняются ночью

Есть ли артисты, с которыми хотелось бы посотрудничать?

Да, конечно, много с кем хотелось бы. Ну я, пожалуй, не буду говорить конкретные имена и личности. Но надеюсь, получится когда-нибудь осуществить что-то из желаемого.

«Критика будет всегда»: Bain Ligor о записи каверов, участии в шоу Малахова и любви к Виктору Цою

© Фото из личного архива

Нередко музыканты сталкиваются с хейтом, особенно, когда речь заходит об адаптации культовых песен. Часто ли вы сталкиваетесь с критикой? Как справляетесь с ней?

Частота зависит от того, когда мое какое-нибудь видео «залетело», то есть попало в рекомендации, его посмотрело и услышало относительно большое количество людей, тогда да – сразу бывают заметны неприятные комментарии, от которых, конечно, бывает обидно.

Ну да, я не буду скрывать, от любого «хейтерского» комментария всегда бывает неприятно в первую очередь. И, бывает, что это даже расстраивает меня, и я потом пару часов хожу с каким-то осадком. Какую-то критику, если она по делу, воспринимаю и пытаюсь в дальнейшем исправлять, необоснованную же стараюсь, конечно, близко к сердцу не принимать.

В 2022 году вы приняли участие в передаче Андрея Малахова «Привет, Андрей!», где исполнили песню Юрия Шатунова «Розовый вечер». Какие эмоции вы испытали, выступив на ТВ?

Было очень волнительно. Тогда, к сожалению, повод, по которому мы собрались в тот день в этой студии – был печальным, не стало Юрия Шатунова.

Для меня было честью быть приглашенной на телепередачу Андрея Малахова, и иметь возможность спеть песни группы «Ласковый май», почтить память ушедшего артиста.

Все родственники, земляки, мои подписчики радовались за меня, за то, что мне посчастливилось побывать на ТВ. Я получила очень много сообщений, отзывов. Это принесло мне новую волну известности. Я познакомилась с новыми людьми, артистами, исполнителями, получила много впечатлений, эмоций, вдохновения для дальнейшего своего творческого пути. Очень благодарна этой возможности.

Не было желания поучаствовать в «Голосе»?

Я, кстати, фанат этого проекта, можно сказать. Первые сезоны смотрела, следила. Особенно люблю «Голос. Дети». Но по-настоящему прямо-таки намерений не было. Иногда просто представляла, как это было бы. Но все-таки сейчас такого в планах нет. Посмотрим, все может быть.

Еще одним знаковым певцом, чьи композиции вы периодически перепеваете, является Виктор Цой. Почему, по вашему мнению, творчество лидера «Кино» пользуется большой популярностью у кавер-артистов?

Так получилось, что песни группы «Кино» я слушала с раннего детства, мой старший брат в то время очень увлекался творчеством Цоя. И это так или иначе влияло на меня. Я слушала, любила, пела очень многие их песни. Тогда, конечно, не понимала и не вникала в смысл, идеи песен. Но эта любовь сохранилась. А дальше стала слушать уже более осознанно, и, в связи с этим прониклась еще больше. Творчество Виктора Цоя актуально и в наше время, оно нам понятно, каждый может увидеть в его песнях что-то очень близкое для себя. Помимо этого, многие песни просты и понятны по своей структуре для исполнения.

Одним из ваших авторских хитов является песня «В темной комнате». Как считаете, почему именно эта работа так сильно полюбилась слушателями?

Честно говоря, точно не знаю. Мне самой, конечно, нравится эта песня. Но не считаю ее прямо своим хитом, хотя понимаю, почему делается такой вывод. Действительно, на YouTube из всех опубликованных авторских песен на этом видео больше всего просмотров. Это, кстати, стало причиной выбора мной этой песни для первого официального релиза с аранжировкой и профессиональной записью. А затем эта песня каким-то образом, видимо, попала в волну «Яндекс Музыки», а может еще где-то, и теперь на этой работе действительно значительно больше прослушиваний. Но это еще и по причине того, что после ее релиза – у меня долго не выпускалось никаких синглов.

Сейчас же я берусь плотнее за авторские работы, обогащая их аранжировками, придавая более цельный образ песням.

Есть ли у вас продюсер? Насколько реально оставаться независимым артистом в наши дни?

Нет, у меня нет продюсера. Честно, я бы сама хотела узнать побольше об этой теме. И тут больше даже не о продюсере, а о вообще всех процессах музыкальной индустрии. Изучаю эту тему, читаю разные статьи, слежу за коллегами, кто как работает. Пока же я даже без команды и менеджера. Делаю все сама, просто потому что пока такой необходимости нет. Но для дальнейшего развития, думаю, нужно будет что-то менять. Посмотрим.

Касательно возможности быть независимым артистом, как показывает современная практика нынешних дней – я думаю, что оставаться независимым возможно.

Во сколько вам обходится написание одной песни?

Пишу я песни сама - как музыку, так и слова. Дальше, если хочется студийной версии с аранжировкой – то обращаюсь к саунд-продюсерам за аранжировкой, записью вокала, мастерингом и сведением. Ценники у всех, конечно, разные: 20-40 тысяч рублей это может обходиться в моем случае.

Какие у вас планы на будущее? Планируете ли продолжать адаптировать хиты прошлых лет или же углубиться в авторское творчество?

В планах развитие авторского материала, себя как артиста, автора-исполнителя. Но думаю, все равно параллельно иногда публиковать и свои кавер-версии. В целом – понятие каверов, все-таки очень интересное, и многим слушателям нравится, поэтому может быть иногда буду выпускать полные студийные версии каверов.

Что бы вы посоветовали молодым исполнителям, которые только начинают свой путь в музыке? Всегда ли следует начинать с исполнения чужих песен?

На самом-то деле я себя сама считаю в какой-то степени начинающим музыкантом, я ведь даже не профессионал. Но могу от себя посоветовать не бояться, а делать. Критика будет всегда. Но лучше творить, а потом просто что-то изменять, постепенно усовершенствоваться. Лучше ошибиться, понять свою ошибку, затем исправить и сделать лучше.

Не всегда нужно начинать с чужих песен. Можно даже сначала наоборот попробовать начать со своих, возможно, что вам сразу улыбнется успех на этом пути. А можно миксовать с каверами. Все зависит от ваших намерений.

«Критика будет всегда»: Bain Ligor о записи каверов, участии в шоу Малахова и любви к Виктору Цою

© Фото из личного архива

Если бы вам предложили выбрать одну песню, которую вы могли бы исполнять всю жизнь, что бы это была за песня и почему?

Хм… Если бы передо мной стоял такой выбор, пожалуй, я бы выбрала какую-нибудь из своих авторских песен. Тем самым продвигая свое личное творчество, не боясь показать, что это мои мысли и переживания. Что-нибудь не слишком депрессивное… Ну если выбирать из того, что у меня на данный момент есть – пусть это будет песня «Жизнью». Она, кстати, еще не вышла, но в планах в течение этого года сделать релиз.

Наш сайт называется «Страсти». А что это в вашем понимании — страсть?

В узком смысле, да и в рамках нашего интервью, я бы рассматривала это как сильное влечение, огромное желание заниматься каким-то любимым тебе делом. В моем случае – это музыка. Раньше, я бы подумать не могла, что это будет настолько важной частью моей жизни. Сегодня же я вижу в этом свою страсть, которая иногда все же может притихнуть на время, а потом вновь воспылать, но тем не менее, надеюсь, никогда не погаснуть.