Время от времени мир Высокой Моды вдруг ни с того, ни с сего начинает обуревать пылкая и страстная любовь ко всему русскому. Объяснить это разумными рациональными доводами в принципе невозможно. Например, одна из лучших коллекций Ив Сен-Лорана “Русские балеты” (он, кстати, сам до сих пор считает ее своей самой красивой коллекцией) вышла в 1976 году. Это шоу обошлось автору в гигантские по тем временам деньги и имело оглушительный успех. Но что побудило великого маэстро взяться именно за русскую тему, так и остается загадкой. Ведь в тот период шел самый что ни на есть застой, и никакого особого интереса к России (читай – СССР) в мире не существовало.

Точно так же трудно объяснить невероятный всплеск творческой фантазии именитых кутюрье к этой теме в коллекциях осенне-зимнего сезона 2001/2002. Интерес к перестройке, Горбачеву и демократии давно уже спал во всех так называемых цивилизованных странах, интерес к имперской России не смог пробудиться на технологичном и компьютеризованном Западе даже после грандиозной эпопеи о сибирском цирюльнике. И все же вот они – вещи а-ля Рюс во всем их блеске и роскоши.

Конечно, определенным провоцирующим моментом послужило возвращение на подиумы меха во всей его красоте и изысканности. Все-таки, несмотря на то, что лучшие мастера по работе с мехом как-то традиционно проживают в весьма теплых странах, их произведения как бы априори адресуются жительницам более северных регионов. И тут уж без России с ее морозами никак не обойтись.

Вот почему, видимо, во многих коллекциях появляются вещи из меха, сильно напоминающие старорусские традиционные образцы (например, вроде шубы из баргузинского соболя от Фишелис или чисто купеческого пальто с подбоем из лисьего меха от Диора). Да и вообще, все эти роскошные пушистые длинные шубы из меха с очень длинным ворсом и с большими воротниками очень сильно напоминают именно традиционные русские (советские) шубы без всяких затей. Их главной ценностью были, во-первых, сам мех, во-вторых, его дороговизна, в-третьих, тепло. Складывается впечатление, что этой зимой все продвинутые красавицы с соответствующими финансовыми возможностями должны выглядеть, как Федор Шаляпин на знаменитом портрете – в огромной шапке-папахе и безразмерной пушистой шубе.

А зимние головные уборы так и вовсе все сплошь в стиле а-ля Рюс – будто ничего другого и предложить невозможно. Здесь и огромные лохматые ушанки (Диор), и казачьи папахи (Пьер Бальман), и горшкообразные бесформенные меховые изделия, словно пришедшие к нам с фотографией наших мам из эпохи спокойных 70-х (тот же Диор).

Но русское влияние на сегодняшнюю Высокую Моду гораздо более значительное, чем просто копирование нескольких традиционных моделей. Россия нынче везде на подиумах – и в аксессуарах, и в крое, и в тканях, и в расцветках, и в фасонах. У того же Бальмана мы видим золотое шитье и боярские шапки, у Валентино и Джанфранко Ферре – боярские расшитые и расписные кафтаны с меховой оторочкой из драгоценных мехов. Появляются миленькие и забавные муфточки из типично русской чернобурки, перчатки с меховой оторочкой из лисы и меховые обшлага на пальто из соболя.

Более того, на мировых подиумах мы видим и вовсе чудные вещи – вроде велюровых жакетиков (TJ Collection), хорошо нам известных по советским телеэпопеями про жизнь “до революции”. Или элегантных сумочек из бархата с рисунком из “огурцов”, примелькавшихся нам на старых русских шалях (Efro). Или не менее элегантных кожаных сумочек-торбочек с тиснением в виде вологодских кружавчиков (Kenzo). Или безрукавок из овчины с меховой оторочкой из ярко-рыжей огненной лисы (Джанфранко Ферре)... Гусарские сапоги, кафтаны, безрукавки, аксессуары с “почти настоящими” самоцветами, купеческие душегрейки... Кажется, что только кокошников не хватает – и вполне на подиумах можно водить неспешные плавные хороводы.

Даже в модных коллекциях нежнейшего дамского белья вдруг стали прослеживаться русские мотивы. Вот уж, казалось бы, мы никогда не сможем оказать никакого влияния (вспомните легенду о том, как вывозили во Францию и устраивали показы устрашающего нижнего белья эпохи развитого социализма). Ан – нет! Среди хитов сезона в дамском белье есть и так называемый русский стиль. Среди них плотные корсажи с отделкой из гусарских золотистых галунов и меховой опушкой от Millesia, все то же вологодское кружево от Argentovivo и строгая изысканность целомудренных комплектов от Wolford, сильно напоминающих наряды небезызвестных девушек с веслом.

Есть даже целые коллекции, выстроенные на стиле а-ля Рюс. Среди них интересной кажется, например, линия, представленная Torrente в Париже. Это был показ чисто в русском стиле. Меховые пелерины, меховые обшлаги на рукавах, меховые шапки-боярки... И все это перемежается прозрачным кружевом и блестит от множества ярких страз. Даже цвета (вопреки подавляющей моде на черное) в этой коллекции скорее русские – красный, бордо, оранж, апельсин, фуксия, золото.

Так что при существующей ныне в России моде на патриотизм строгое следование мировой моде может оказаться как раз очень выигрышным моментом. Да к тому же по нынешней зиме как и следует носить все сильно русское. Уж кто-кто, а мы себя истязать не любим. Разве что только душевно – копаясь в глубинах своей никем не понятой русской души. Но это, говорят, нынче тоже сильно в моде.

Галина ЮДАХИНА