Хоть лето пока и не балует жарой, тенденции летней моды таковы, что предполагают максимальную открытость тела и наибольшую обнаженность — вне зависимости от того, идет ли речь о крохотном топике или вполне классической блузе. Низкие вырезы, открытые спины и плечи (причем очень часто асимметрично, с одной стороны), глубокие декольте, вырезы ткани геометрической формы на самых разных частях тела, использование прозрачных тканей или сетки — все это дает простор для использования разнообразных декоративных элементов и украшений.

Обилие украшений порой даже перевешивает здравый смысл и чувство вкуса. Показательным примером является летняя коллекция Дома моды Chanel, который всегда был оплотом традиций и классики. Маленькое черное платье, облегающий костюм с укороченным жакетом, крохотные белые воротнички на черном, узкие корсажи телесно-розового цвета, многие слои прозрачного шифона и шелка... Кажется, что во всем этом торжествует элегантность и строгая женственность. И вдруг в это царство безукоризненного вкуса вторгается мешанина бус, браслетов, цепочек, кулонов.

Гораздо более уместными они кажутся в карнавальной феерии коллекции от Christian Lacroix среди взлохмаченных розовых и зеленых париков, шутовских полосатых брюк-чулок, кружевных воланов и пестрых оборочек. Или даже в гламурной изысканной коллекции Ungaro в стиле Голливуда 20-х годов с роскошными шляпами, длинными и узкими облегающими платьями из натурального шелка, вуалями и пышными перьями.

Однако столь разные по стилистике и настроениям коллекции все же объединяются в этом сезоне в своей привязанности к броским украшениям. Думается, что и нам как-то грешно отказываться от такой возможности — превратить любой отпускной (и не только отпускной) наряд почти в театральный, карнавальный костюм. Ведь, в конце концов не случайно главным настроением сезона провозглашен яркий и цветной оптимизм.

Итак, обнаженные плечи, спину, шею, декольте в этом сезоне самые известные дизайнеры одежды рекомендуют украшать несколькими нитками бус. Это может быть всего две-три нитки или же сразу десяток. При этом все они должны быть разной длины — одни могут подниматься практически под горлышко, другие — спускаться ниже талии. И еще одна интересная особенность нынешнего сезона: бусины должны быть не только разной величины, но и цвета. И к тому же нанизанными на нитку в совершенно художественном беспорядке — вперемешку мелкие (с бисеринку величиной), средние и просто гигантские. Вперемешку белые, розовые, черные, травянисто-зеленые, золотистые.

И еще одно. Несмотря на то, что этим летом решительно возвращается в моду жемчуг во всех его классических видах — ровные тщательно подобранные нитки бус, серьги, броши, основная масса украшений (даже в очень изысканных коллекциях) -- это просто бижутерия. Красивая, тщательно выделанная, но в общем-то недорогая и демократичная. Бусины из стекла, пластика, поделочного камня — вот основные элементы самых броских аксессуаров этого сезона.

А Valentino предложил бусины с металлизированной фактурой. Плюс каждая нитка бус дополняется весьма увесистым кулоном самой абстрактной формы — симметричный крест, выпуклый многогранный ромб, металлический овал неправильной формы. Более тонкие, изящные вещички предлагает Ungaro. Множество одновременно надетых ниток бус имеют у него в основном черный цвет и переплетаются тонкой запутанной паутинкой, иной раз закрывая почти всю область открытого декольте. Изысканные черные вуальки на шляпках словно отбрасывают эдакую тень на открытые плечи, которая на самом деле оказывается переплетением ниток бус и нанизанного бисера.

У Fendi эта идея доведена до совершенства (или до полного абсурда — это кто как оценивает). Все многочисленные нитки бус укорочены до максимума и представляют собой эдакий сверкающий ошейник. Кстати говоря, металлические или металлизированные ошейники — это тоже некоторая новинка именно нынешнего сезона. Кто-то видит здесь влияние уличной байкерской моды, кто-то видит отсылку к нарочито грубым, воинственным нарядам римских воинов или гладиаторов. Как бы то ни было, но такие “ошейники” можно увидеть в коллекции Valentino, Fendi, MaxMara. Ироничный дуэт D&G относится к этому менее серьезно — их “ошейники” состоят из нескольких рядов металлических цепочек, которые скреплены крупной металлической же пряжкой в форме слова SEX.

Увлечение металлов в этом сезоне заслуживает отдельного внимания. Дизайнеры одежды даже придумали специальное название для своего увлечения — бижу-стиль. Тут невольно вспомнишь начало прошлого века, когда футуристы придумывали себе галстуки и жабо из новомодного алюминия. Металлические цепочки разной длины, форма и толщины сегодня с успехом заменяют нитки любых бус даже в сочетании с такими гламурными тканями, как парча, атлас, натуральный шелк. У Versus, чьи коллекции потрясают в этом сезоне редкостной дисгармонией, подобными цепочками в палец толщиной увешано все, что только можно. А у Prada цепочки превращаются в крупные и тонкие металлические пластинки, скрепленные тонкими же кольцами. Из таких пластин выстраиваются колье любой формы и конфигурации, браслеты, серьги, даже вставки в платья. Ей вторят Paco Rabanne, Chloe, MaxMara.

Но бусы или заменяющие их цепочки — это далеко не все, что предлагает мода летнего сезона. Со всей очевидностью проявляется и еще одна тенденция, которая также соединяет в себе тонкость, изящества и некоторую вызывающую грубоватость. У Chanel, YSL, Ungaro появляются очень крупные кулоны со сложными декоративными элементами, закрепленные на укороченных тонких цепочках или нитках бисера разного размера.

Вообще, увлечение крупной и сверх меры обильной бижутерии — это явная отсылка к диско-моде семидесятых годов. Косвенно подтверждает это и появление в коллекциях ведущих Домов моды украшений из природных материалов — ракушек, выточенного и отшлифованного дерева, кости, рога, прессованной кожи. Так собрать остро модные украшения из подручных средств сегодня под силу любой барышне перед самым отъездом к морю. До этого достаточно покопаться в маминых (или даже бабушкиных) шкатулках, куда обычно складываются остатки оборванных бус, непарные серьги, покалеченные броши.

Галина ЮДАХИНА.