passion.ru
Опубликовано 27 апреля 2006, 00:00

А у вашей семьи есть своя история?

Жена жалуется мужу: - Мы с тобой никуда не ходим вместе! - Ладно,- отвечает муж.- Завтра пойду мусор выбрасывать, возьму тебя с собой. Анекдот   ...Я завидую ей черной завистью, потому что по понедельникам с утра она рассказывает в офисе, как они с Димкой провели выходные. Как катались вместе с Настей на коньках, отмечали день рождения мамы, ездили на рыбалку, как болят у нее ноги после футбола, в который играли на пикнике.
А у вашей семьи есть своя история?

© Семья

Жена жалуется мужу: - Мы с тобой никуда не ходим вместе! - Ладно,- отвечает муж.- Завтра пойду мусор выбрасывать, возьму тебя с собой. Анекдот   ...Я завидую ей черной завистью, потому что по понедельникам с утра она рассказывает в офисе, как они с Димкой провели выходные. Как катались вместе с Настей на коньках, отмечали день рождения мамы, ездили на рыбалку, как болят у нее ноги после футбола, в который играли на пикнике.

О том, как на свою небольшую зарплату купила мужу и дочке роликовые коньки, и в полдвенадцатого ночи отправились их «обкатывать»; как Настя с ними увязалась и каталась лучше папы с мамой. А утром все дружно проспали на работу и в садик, и Наташка успела накрасить только один глаз. Да так с одним и явилась на работу.

Весь офис дружно хохотал над тем, как ее Дима, пытаясь овладеть искусством дрессировщика, засмотрелся на новую Наташкину прическу и потерял Хрюнделя (морскую свинку), и они всей семьей искали его, и нашли в кухне за холодильником. А потом долго еще ползали по полу, наблюдая как Хрюндель, весь в пыли и мелких крошках, отряхивался, смешно шевеля своим толстым задом.

Я представляла себе эти милые картинки семейной жизни. И до боли было жаль себя, потому что всего этого у меня не было никогда, и вспомнить нечего.

В голову лезли какие-то обрывки скучных разговоров «о сенокосе, о вине...» и дальше - по тексту «Евгения Онегина». Вспоминался давний эпизод с соседской кошкой, которая всю ночь промяукала под дверью, тщетно призывая котов, а Игорь не выдержал и пошел к соседям разбираться. Я не останавливала его, втайне надеясь, что кошку запрут в соседской квартире, чтоб ее не было слышно...

Еще вспоминались воскресные обеды, которые я готовила все выходные, наматывая вокруг плиты километры, а блюда в полчаса поглощались. Как в прошлом году мы ездили с Егоровыми на рыбалку, мужчины перебрали лишнего, на обратном пути Игорь пел бандитские песни, а потом мы поругались.

Мне вспоминаются бесконечные беседы о политике, родственниках, знакомых неудачниках, на фоне которых мы казались благополучными и дальновидными, потому что не стали скупать акции нерентабельного совместного предприятия, а вложили их в недвижимость. Иногда были поездки на «шашлыки» с малознакомыми, но «нужными» людьми, которые зависели от нас и от которых зависели мы.

А еще в общей серой обыденности были совместные просмотры сериалов с неизменным брюзжанием по поводу идиотских сюжетов и бездарной игры актеров. Ну, что еще вспомнить? Как мы ругались с его мамой, а потом он, защищая ее, обозвал меня бесчувственной и глупой, а я запустила в него черпаком.

Мы не ходили в театр и на родительские собрания, не гуляли в парках и не катались на каруселях, вернее, мы все это делали, но поодиночке. И только в больницу, когда Машенька обожгла ручку хлопушкой, ездили вместе. Мы всегда жили каждый сам по себе, я варилась в своем домашнем соку, перебирая скудные впечатления, а он - в своем, мотаясь по командировкам, тренировкам, семинарам, презентациям.

И даже когда мы ехали в отпуск в одной машине, мне казалось, что мы едем в разные стороны. В этих воспоминаниях не было ощущения светлого и радостного состояния совместного проживания жизни. А просто обыденность, проза и череда предсказуемых событий для сосуществующих в автономном плавании едва соприкасающихся экипажей. Его и моего, отдельного.

У каждого, быть может, в душе бушевал ураган страстей, шла глубокая и бурная внутренняя работа души. Но никто из нас не спешил посвящать другого в тайны своей закулисной жизни. Потому что так было удобнее. Так мы привыкли, так было принято в наших семьях. И мы ничего не могли с этим поделать, боясь преодолеть стереотипы поведения, впитанного с молоком матери и навеки запечатлевшегося на нашем облике, образе жизни.

У нас не было общих воспоминаний. А когда их нет, нет и настоящего, которое подпитывается образами совместного прошлого. Нет того фундамента, на котором могло бы держаться здание нашей семьи. Не было истории семьи. Формально она, конечно, была, но в ипостаси сухо протокольной и мертвой схемы - «как у всех».

Но я не хотела, как у всех. И изо всех сил старалась убедить его и себя, что мы выгодно отличаемся от Ивановых, которые вечно ссорятся и бьют посуду. Получалось, что мы спокойная и прочная... полностью искусственная семья.

«Запомни меня такой», - могла ли я сказать это о большинстве моментов нашей жизни? Нет. Потому что никогда не думала об этом. И напрасно. Любой из них мог бы стать самым счастливым воспоминанием моей жизни, но не стал, забылся, растворился в бесконечной повторяемости будней, ничем не отмеченный, не украшенный, серый и до оскомины кислый.

И когда передо мной во всей своей непреложности и строгости встал вопрос развода, то защитная сила совместных воспоминаний о приятном не сработала, и не замаячили их розовые образы где-то на отшибе сознания. Не тормознули...
А теперь... Даже плохих воспоминаний у меня не осталось. Как будто и не было семьи. А могло бы ... могло быть не хуже, чем у Наташки...

Ну почему мне все время нужно с кем-то себя сравнивать, сопоставлять, играя с собственными сопоставлениями так, чтоб они всегда интерпретировались в мою пользу? Почему я никак не научусь сравнивать себя с самой собой? Я все равняюсь на плохих соседей, возвышаясь над ними, набирая очки. И вот впервые сравнения не радовали, а отзывались горько и болезненно в самой глубине моего существа.

Я слышала, что одиночество дается человеку для того, чтобы он научился общению. Наверное, это действительно так, потому что во втором браке мы становимся лояльнее, терпимее и больше времени уделяем своим взаимоотношениям, понимая, что можем потерять то, что имеем, в любую минуту. Теперь нам хочется наполнить свою жизнь как можно большим количеством счастливых совместных моментов счастья, чтоб «было что вспомнить».

Что бы вы делали, когда в вашем доме появился бы новый цветок? Чтобы он не завял, не заболел, прижился и чувствовал себя уютно? Наверняка не забывали бы его поливать и пересаживать, ставить поближе к солнцу и отрывать сухие листочки, удобрять. Но человек, которого вы когда-то полюбили, и который стал самым близким, по ценности и значимости даже сравнить с цветком нельзя. А мы забываем проявлять к нему простые знаки внимания. Поливать и пестовать нашу любовь. Мы воспринимаем его как должное. Но именно в процессе постоянного ухаживания друг за другом рождаются совместные счастливые воспоминания. Человек помнит моменты, когда ему было тепло, уютно, приятно, он бессознательно пытается их продлить, запечатлеть в сознании.

Это одновременно и сложно и просто. Он в сопричастности. Когда ты и он, и ваши дети живут не просто вместе и рядом, а одной жизнью, в которой есть и грустные, и не очень приятные воспоминания.

Но, самое главное, что в ней есть совместные радостные минуты, и их намного больше. Как их создать? Иногда нет ничего проще, но порой для этого придется преодолевать собственные страх и лень, равнодушие и нежелание переживать и вдаваться в подробности жизни живущего рядом человека.

В принципе, соучастие всегда чревато углублением взаимопонимания, сближением и наличием лишних, теперь нечужих переживаний и проблем, которые неотделимы от тебя, как и человек, которого ты любишь. Но в этом случае даже самые трагические моменты жизни, переживаемые совместно, становятся откровением и неким мощным стимулом сближения.

А формировать их под силу любому человеку. Только делать это надо искренне, с радостью, забывая о своих амбициях. О своем нежелании подниматься с дивана и утруждаться, идя навстречу.

marker.gif (309 bytes)

marker.gif (309 bytes)

Даже если это будут разговоры о политике - их можно наполнить энергией заинтересованности, совместно участвовать в политической борьбе, в выборной гонке, в написании статей на тему разоблачений, в дискуссиях на свежем воздухе во время какого-нибудь митинга. Секрет семейной жизни заключается в СОВМЕСТНОСТИ. То есть, в обоюдном участии в этом на всю катушку. С полной отдачей и радостным вдохновением.

marker.gif (309 bytes)

marker.gif (309 bytes)

Она может быть самой разнообразной, фотографической и кинематографической, печатной и письменной, празднично-юбилейной, какой угодно.

Можно сделать ее грандиозной феерией или маленьким шутливым бытовым графиком дежурства, написанным на листочках блокнота, приклеенных к холодильнику веселыми магнитиками.

 

marker.gif (309 bytes)

marker.gif (309 bytes)

Когда посвятить время семье и только семье станет лучшей традицией. И пусть это будет не совместное поедание пирогов и котлет (хотя и это бывает необходимо), а совместный поход в кино, в лес, на прогулку, поездка на дачу. Хорошо бы заранее продумать маленькие моменты счастья, которые можно подарить друг другу в это время.

marker.gif (309 bytes)

marker.gif (309 bytes)

Не бойтесь кого-то избаловать. Это глупо - хранить бесценные дары своей души для другого более подходящего случая. Потому что каждый миг жизни – это самый удивительный случай. Ведь он уже никогда не повторится. А если вы внесете в него удовольствие, улыбку, участие и доброту, то, можно дать голову на отсечение, этот момент запомнится вам на всю жизнь.

Весь секрет заключается в планомерном создании общих приятных воспоминаний. Чем больше их будет, чем ярче и красивее они будут выглядеть, тем значимее будут для вас. Тем мучительнее будет от них отказаться, зачеркнуть и предать. А может быть и вообще окажется невозможным.