passion.ru
Опубликовано 17 февраля 2002, 18:34

Лера

   К нам в офис она пришла жарким августовским днем. Как всегда, за 3 месяца до сдачи объекта жизнь не просто кипела, она, как вулкан, извергала расплавленную массу активности и бурной деятельности. И надо же было такому случиться, что ее сделали моей напарницей.
Лера

   К нам в офис она пришла жарким августовским днем. Как всегда, за 3 месяца до сдачи объекта жизнь не просто кипела, она, как вулкан, извергала расплавленную массу активности и бурной деятельности. И надо же было такому случиться, что ее сделали моей напарницей.

Лера - неглупа, красива, прямолинейна, немного высокомерна, но, в общей сложности, доброжелательна и... свободна. Девушкой она оказалась просто замечательной. Лерка была умная, по-настоящему умная, что для женщины возможно все-таки редкость. Иногда она из глубин своего образования вытаскивала такие заумные факты человеческого развития, что у меня сенсоры вываливались из орбит. Около трех месяцев мы так поварились в одном котле, а потом приехал из длительной командировки из Германии наш менеджер таможенного отдела. Стас - умный, уверенный в себе, красивый, обеспеченный и... тоже свободный. В общем, такой тип нравится многим женщинам, и я не думаю, что он не знал об этом. Стас, тоже был не промах: наизусть цитировал Гомера и Байрона, знал последние технологические открытия.

Тут подоспела сдача объекта, бурная деятельность. И, сначала, они даже не замечали друг друга. Но вот госкомиссия, открытие, цветы и... Лера проснулась.

   Однажды человек просыпается, и понимает, что что-то изменилось в его жизни. Конечно, не всегда этому открытию предшествует сон, иногда, это как раз именно отсутствие такового. Но когда-нибудь это все равно происходит.

Я помню это время - Лерку как будто подменили: то она становилась неуверенной в себе, опускала глаза, когда Стас входил в комнату, как-то странно - несвязно начинала говорить, а иногда наоборот ее прорывало и она становилась разговорчивой, остроумной, в общем душой компании. Станислав вел себя неизменно - особо не разговорчив, но и не холоден - РАВНОДУШЕН.

С каким упоением мы бросаемся в омут под названием Любовь. Иногда даже понимая всю бессмыслицу этого поступка, мы неотвратимо, подобно самоубийцам ступаем на карниз любовного опьянения и летим, летим пока наша душа не разбивается о бетонные плиты холодного равнодушия. Как только не называют такой омут: и безответная любовь, и однобокая любовь, и одностороннее движение.

Любовь не спрашивает в каком обличье ей прийти. По каким-то причинам мы выбираем именно этого, а не другого человека, с которым нам было бы легче, спокойнее, надежнее. Чем-то зацепил он тебя и ты оглянуться не успел, или не захотел, а тебя уже засосало в это болото. И чем сильнее ты сопротивляешься, тем сильнее тебя засасывает. Ты еще не знаешь, но любовь которая не вызывает взаимности, тяжким бременем ложится на твои плечи и она - твое несчастие.

Тогда мы тоже этого не знали. По глупости, ну и, конечно, по доброте душевной я хотела Лере помочь. Сейчас, смотря на Станислава, я понимаю, что у него не было никаких намерений. Он и сейчас входит ко мне в кабинет, опустив голову и мало разговаривая (видимо по природе), а тогда я в этом углядела тайный смысл. Опускает голову, мало говорит, значит нравится, но сам он стесняется! О чем я незамедлительно сказала Лерке. А что нужно еще влюбленному человеку?! Надежда!!!

Душа полна отваги, ты готов бороться, ты полон надежд и ты борешься. Каждый день, каждую минуту, ты строишь стратегию пробивания его непробиваемой души, в надежде, что тебе это удастся, потому что твоя любовь сильна и прекрасна, и потому что ты не такой как все, потому что ты особенный. В такие дни крылья любви уносят тебя на бескрайние просторы грез. Утром ты легко просыпаешься, потому что наступает новый день, и вечером с упоением смотришь и не можешь насмотреться на закат, приносящий блаженную ночь. Ночь, когда никто и ничто не может запретить тебе окунуться в мир собственных переживаний. Ты любишь, ты надеешься и веришь, что настанет день и что-то переменится. Остается только задаться вопросом: откуда в людях такая самоуверенность?

В таможенный отдел теперь ходила исключительно Лерка. Все вопросы по таможне она обсуждала только со Стасом. О нем мы тогда насобирали информации столько, сколько он сам о себе не знает: что ест на завтрак, какие книги читает, чем занимается вечерами. Оказалось, что он любит футбол - Лерка выучила все футбольные команды, составы, тренеров, смотрела все матчи. Научилась играть в бильярд, причем делала это даже лучше самого Стаса. Если бы ее упорство направить в нужное русло, я думаю из нее мог бы получиться неплохой ученый, дипломат или еще кто-нибудь, но из нее получилась самая лучшая безответно-влюбленная.

Тут нашей Валерии исполняется 24. На День рождения решено было звать всех, включая небезызвестного Станислава. Он слегка опоздал, но как он пришел!!! Букет цветов, сама уверенность и очарование! В тот вечер он был, что называется душой компании. Мужчины нашего офиса сдались без боя! В тот вечер я смогла понять, почему Стас так нравится Лере. Нет, он не умеет ухаживать, но он настолько ярок, что ему прощается, что он своим светом затмевает окружающих.

С того дня рождения все и поехало, а вернее покатилось под откос Леркиной жизни. Она заболела, серьезно заболела... Стасом. А мы ей в этом успешно помогали. То собирались всей компанией в бар, а в результате они шли вдвоем, то же самое происходило с походами в кинотеатры и другие развлекательные учреждения. Причем сегодняшним умом я понимаю, что вины Стаса в этом не было: не было с его стороны ни обещаний, ни ухаживаний. Но Лера уже не могла остановиться.

   - Ирин, ты что спишь? - разбудил меня телефонный звонок в час ночи.

   - Нет цветы поливаю! - отвечаю я, рассерженная, но уже проснувшаяся.

   - Ой, Диана, жизнь прекрасна, хватит спать! Я только что пришла домой!

   - Поздравляю! Что еще? - и уже более милостиво вопрошаю - Как свидание?

Ну тут понеслось... Свидание длилось 4 часа, она мне его описывала в два раза дольше. Невольно всплывает фраза из давно забытой книги: Все семьи счастливы одинаково, а несчастливы каждая по-своему. Влюбленные то же самое. Я ему/ей нравлюсь, сказал то-то, улыбнулся так-то, в общем, к утру я уже как будто сама побывала на этом свидании. Обычно к утру Лерка вприпрыжку бежала на работу, а я еле ноги переставляла, с мыслью в голове: Тоже что ли влюбиться? и лютой ненавистью к Станиславу: ему хорошо, он отгулял положенные часы и спать пошел, а я его изречения уже наизусть могла повторить.

Так и длилась Леркина болезнь, периодически повторяясь редкими свиданиями. Я с чувством сожаления смотрела, как Валерия отметает очередного поклонника и тот убирается восвояси. А Станислав укатил в очередную командировку в Швейцарию или Швецию, или еще куда-то, уже не важно.

Прошел год, но в глазах Стаса я так и не увидела огонька. Того огонька, который спасает и согревает наши души в долгие зимние вечера одиночества. А Лера? В глазах у Леры, тоже что-то изменилось. Что-то стало гаснуть. Нет не любовь - это стала гаснуть в ней надежда, и, наверно жизнь. Больно было смотреть на нее. Лерка не плакала, нет. Только осанка стала у нее величественней и подбородок стала держать выше. Этим она смогла многих обмануть. Но я видела, что Лера уже не та, что была полтора года назад. Она все так же часто смеялась, но это был уже не тот смех, это были уже не те глаза. И ни я, ни она сама себе не могла помочь.

Проходят дни, которые потом сплетаются в месяцы и, не дай Бог, в года, а все остается по-прежнему. Возможно, вы даже очень много времени проводите вместе, но это вас не сближает. Человек, которому ты хочешь подарить мир, не нуждается в этом. Он или она давно уже знает о твоих чувствах, упорно сохраняя молчание, и не наступая на твое достоинство, потому что твоя любовь таким же грузом, лежит на его плечах, как и на твоих. Либо, пытается отвязаться, как от назойливой мухи, потому что не хватает воспитания достойно принять или отвергнуть этот дар, который судьба по оплошности ему преподнесла. И жизнь протекает мимо тебя, где-то рядом, совсем близко, но все-таки мимо. И ты как будто смотришь на себя со стороны. Утром совсем разбитый ты вытягиваешь себя из бездны ночи, милостиво называя прошедшие часы сном, с обречением, что снова пришел новый день и как-то нужно его прожить. И даешь себе установку, что думать об этом человеке нельзя, что это причиняет тебе ненужную боль, когда на тебя смотрят - улыбаешься, спрашивают - отвечаешь, а в душе пустота. И ты уже не ждешь, а отчаянно боишься наступления вечера, потому что недолгий вечер перейдет в еще одну бессонную ночь. И один день похож на другой, ночь на ночь и ты уже не можешь вчерашний день отличить от позавчерашнего. И ты все еще любишь, но ты уже не надеешься и не веришь, что настанет день и что-то переменится. Окружающие опускают глаза, при виде твоих безуспешных попыток забыть это равнодушное лицо. А главное - ты сам устал от этой борьбы с самим собой. Твоя душа разрывается на части, в безвольном повиновении этому рабству. И ты не знаешь, закончится ли это завтра, или тебе еще очень долго придется нести этот крест, пока твои чувства не изживут сами себя.

Жизнь шла своим чередом. Лерка перестала доставать меня по ночам, но глядя на нее я думала, что лучше бы она меня доставала.

Наступил еще один Леркин День рождения. Мы все дружно с утра ввалились к ней в кабинет - Лерка цвела и пела, ну просто очаровашка! Весь день к ней валили толпы поклонников, цветами завалили пол-офиса, шампанское лилось рекой, так что к концу дня все были уже навеселе, что было непозволительно, но, но... не для Леры. Она была королевой дня! День близился к концу и именинница цвела на глазах. Все восхищались ею!... Но я видела другое. Я видела, каким взглядом она смотрела на дверь, когда та открывалась - смесь надежды и тревоги. Я видела, как весь день она вздрагивала при телефонном звонке. А к вечеру... так ничего и не произошло. Стас был единственным человеком, который ее не поздравил. Может забыл, а может не захотел...

К концу дня Лера так разошлась, что дневные гуляния плавно перешли в вечерние. И Валерия стала королевой вечера. В ресторане все мужчины оборачивались, когда она проходила мимо. А она раздаривала улыбки направо и налево. Очередь на танцы записалась на два дня вперед и я подумала, что наконец-то Лерка пришла в себя, было в Лерке, какое-то отчаянное желание веселиться. Я поняла, что вечер грозит перейти в ночь, и решила отправиться домой. Уже на выходе я обернулась и увидела, что Леру просто оккупировали поклонники, но глаза... я видела ее глаза. Никогда, никогда в жизни я не видела таких печальных глаз. Все в порядке - подумала я - все в порядке. Наверно чтобы успокоить свою совесть, а может потому что все равно ничего не могла сделать. Утром Лера не пришла на работу. Я, улыбнулась про себя, представив как сейчас хорошо Лере, раз она не смогла добраться до работы. А в обед позвонила Лена и сказала, что Валерия погибла. Ехала домой на машине и не справилась с управлением...

Наши чувства. Мы можем с ними спорить, подавлять их и даже ненавидеть, но мы не можем с ними справиться. Это они расправляются с нами, если мы очень сильно стремимся от них отделаться. Все проходит, но всему свое время.

Не справилась с управлением? Нет, Лера не справилась не с управлением, а с собой, она со своей жизнью не справилась.

Уже в машине скорой помощи, она сказала Лене: Неужели ему было так трудно поздравить меня?. Именно эта мысль была в ее голове весь день, именно эта мысль мучила ее весь вечер, а потом облачилась в слова перед смертью.

   Но однажды, твои оковы все-таки рухнут. Неизвестно почему: может кто-то тебя полюбит и эта любовь освободит твое сердце из клетки, в которую ты сам себя посадил, может твой герой совершит поступок, который с легкостью позволит тебе поставить жирную точку в твоем романе и навсегда закрыть его, а может, однажды, ты проснешься и поймешь, что что-то изменилось. И тогда ты выйдешь встретить рассвет и посмотришь на солнце, оно будет таким же как вчера или год назад, но ты увидишь его как будто в первые в жизни. Как же оно прекрасно! И яркий солнечный свет озарит темноту в твоей душе, неся с собой радость жизни и долгожданный покой. И... остановись, мгновенье, ты прекрасно...!

Лера не дождалась этого мгновения...

Екатерина