Женский пол ведет борьбу за свои права с древнейших времен, а не с XVIII столетия, как принято считать. В каком веке были предприняты робкие попытки противостояния мужскому населению, никто не знает: нет тому письменных доказательств. Первое известное человечеству феминистическое письмо принадлежит перу француженки Кристины де Пизан, жившей во второй половине XIV века. С XVII в. сохранились письменные свидетельства британских феминисток Афры Бенн, Мэри Эстелл.

   Женский пол ведет борьбу за свои права с древнейших времен, а не с XVIII столетия, как принято считать. В каком веке были предприняты робкие попытки противостояния мужскому населению, никто не знает: нет тому письменных доказательств. Первое известное человечеству феминистическое письмо принадлежит перу француженки Кристины де Пизан, жившей во второй половине XIV века. С XVII в. сохранились письменные свидетельства британских феминисток Афры Бенн, Мэри Эстелл.

Сам же термин "феминист(-ка)" впервые появился в английском языке в конце позапрошлого века и сначала подразумевал исключительно проблему политической власти. Движение быстро набирало обороты и принимало различные формы – от либеральной до радикальной.

Либеральные феминистки ограничивались единственной идеей: женщина равна мужчине по разуму, отсюда ее юридические и политические права – на участие в политических процессах, на образование и оплачиваемый труд. В начале XX века либеральное феминистическое движение приобрело массовый характер и лучшее отражение проблемы – в классической литературе рубежа веков.

Помните Терезу Ракен у Эмиля Золя – "собственность" воспитавшей ее тетки, игрушку больного, эгоистичного двоюродного брата, а потом и мужа? А Тэсс Дарбейфилд у Томаса Гарди – несчастную жертву родителей, стремящихся как можно выгодней продать дочь замуж, забаву богатого фата Алека? А Нору у Генрика Ибсена – и куколку, и белочку, и бабочку, и птичку, только не равноправного члена семьи, с которым можно и должно считаться? А сестру Керри у Драйзера, вынужденную сожительствовать то с одним, то с другим, чтобы не пропасть без работы и денег в большом городе? А миссис Уоррен Бернарда Шоу, ставшую от безвыходности из нищенки-посудомойки обеспеченной проституткой?..

Тогда было за что бороться. Через столько унижений и мук прошли женщины, прежде чем добиться равноправия!.. Но ведь добились же! Безликое и забитое существо слабого пола во всем цивилизованном мире (исключение составляют, пожалуй, некоторые развивающиеся страны, о которых сейчас речь не идет) превратилось в Ее Величество Женщину. Если уж ей доверили право избирать и быть избранной, вплоть до управления государством (как, например, в Латвии), что уж там говорить о возможности получать высшее образование, неплохо зарабатывать, быть полноправным партнером в бизнесе? В мировую историю вписаны имена великих женщин: политиков и ученых, писательниц и поэтесс, модельеров, актрис, певиц… Ими восхищается, их признает все мужское сообщество, о них создают фильмы и книги, сочиняют легенды.

Но человеку в юбке этого показалось мало. С конца 60-х годов XX столетия началась вторая, радикальная волна эмансипации. "Мужчины пользуются своей физической силой, чтобы доказать свое превосходство, и этим ставят нас в униженное положение", – заявила Она, и война продолжилась. Появилось бесчисленное множество феминистских движений и организаций: в Англии – это "Женщины против насилия над женщинами", "Кризисный центр для жертв насилия", "Сердитые женщины", во Франции – "Шуазир", в США – "Хлеб и розы", "Ведьмы", "Красные чулки"…

Американская феминистка Бетти Фридан гневно призывала мужчин к большему участию в воспитании детей, ее соотечественница Кейт Миллет бичевала мужчин за проявление власти в сексуальных отношениях полов. В том же духе выступали Сьюзен Браунмиллер и Ялна Ханмер. По их мнению, изнасилование – это "сознательный процесс запугивания, посредством которого все мужчины держат женщин в состоянии страха". На первый взгляд кажется, что тут трудно возразить, поскольку такие из ряда вон выходящие факты нередки и сегодня. Но если предположить, что насилуют женщин не мужчины, а подонки, в которых нет ничего мужского, кроме соответствующих органов, вопрос снимается. Родись эти люди, если таковыми их можно назвать, женщинами, с тем же успехом они совершали бы подлости и коварства. А чем, спрашивается, второе хуже первого?

Француженка Симона де Бовуар зашла еще дальше, призывая весь женский пол забыть о таком "позорном" понятии, как женственность. В книге "Второй пол", увидевшей свет в 1998 г., де Бовуар рассказывает, как шаг за шагом общество растит из девочки женщину. Она склонна считать, что женщиною не рождаются, а становятся. Отсюда следует нелепый вывод: семья – основа женской эксплуатации и потому подлежит уничтожению. О какой же эксплуатации идет речь, если сегодня вместо женщины все чаще и чаще стирают, убирают, моют посуду, готовят машины? Труд женского пола максимально облегчен, а в обеспеченных семьях и вовсе стало модным нанимать домработниц. Большинство мужчин давно не стыдятся помогать по хозяйству и заниматься детьми.

Маша Арбатова как-то привела в пример, достойный, по ее мнению, подражания, слова одной финской женщины при устройстве на работу. Ее спросили, не трудно ли будет справляться с работой и тремя детьми, на что та обиженно ответила: "У моего мужа тоже трое детей, но никто не смеет задавать ему такие вопросы".

Кто-нибудь задумывался над тем, почему наши бабушки и деды жили душа в душу до конца своих дней и о лучшем даже не помышляли, а современные семьи распадаются чуть ли не на второй день после свадьбы? Не потому ли, что современная женщина больше думает о том, куда пойти и развлечься, вместо того чтобы воспитывать будущее поколение, не потому ли, что заменяет наваристый суп бульонными кубиками, а домашние голубцы синтетическими и консервированными продуктами? Это ни в коем случае не нападки на весь женский пол и тем более не защита мужчин: зачастую именно они являются причиной разлада в семье. Но ведь Женщина не просто человек женского пола, это еще и роль – незаменимая роль хранительницы очага. Она – примиряющее начало. Она – душа и сердце семьи. И Она должна быть житейски мудрой. Это духовное предназначение, данное свыше. Зачем ему сопротивляться? Не значит ли это поступать вопреки Природе?

Нет сомнения, в войне между полами победителей не будет, этот бессмысленный спор так и останется нерешенным во все времена. Сегодняшние феминистки в своих выступлениях доходят до абсурда: они возмущаются, когда мужчины поздравляют с 8 Марта, уступают в транспорте место, подают руку. Чем они снова недовольны, чего же они в конце концов хотят? Их требования настолько противоречивы, что проще ответить на другой вопрос: "Чего они не хотят?". Скорее всего, быть женщинами.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ.