passion.ru
Опубликовано 20 августа 2002, 22:11

Мыльная опера

   У меня это словосочетание активизирует некое состояние души, которое можно охарактеризовать как "наморщить нос", если бы он у души был. Достали до невозможности Хуаниты, Марии, Хосе-Карлосы и проч. по всем каналам в прайм-тайм. То есть, приваливаешь с работы, вытаскиваешь из холодильника что-то съесть/выпить и автоматом включаешь телевизор. Затем со вздохом выключаешь. Достали.
Мыльная опера

У меня это словосочетание активизирует некое состояние души, которое можно охарактеризовать как "наморщить нос", если бы он у души был. Достали до невозможности Хуаниты, Марии, Хосе-Карлосы и проч. по всем каналам в прайм-тайм. То есть, приваливаешь с работы, вытаскиваешь из холодильника что-то съесть/выпить и автоматом включаешь телевизор. Затем со вздохом выключаешь. Достали.

С чуть меньшим отвращением, как я заметила, мы все относимся уже к отечественной продукции такого рода, которую сейчас тоже стали бодро штамповать наши. Это не считается уже таким дурным тоном, как смотреть разнообразные интереснейшие истории из личной жизни латиносов. А, собственно, почему? "Они тупые. Такая чушь!" – в один голос твердят все мои знакомые. Сомнительно мне очень, что наши сериалы вызвали бы у бразильцев, к примеру, другую реакцию. Про наши "мыльные оперы" мы тоже частенько от недовольства чрезмерно заверченным сюжетом говорим: "Ну… так только в кино бывает!", но они нам ближе по причине того, что герои похожи на нас (в основном на знакомых и соседей).

Откуда вообще берутся эти надуманные сценарии? Их придумывают люди, такие же как мы (да мы это, мы!). Или списывают со своей и частями с чужой жизни. Это не фантастика, это использование абстрактных, но фактов из своей жизни, жизни друзей, знакомых, незнакомых. Услышанных, подсмотренных, прочитанных. Но все равно, из чьих-то реальных судеб.

Потому, что жизнь каждого из нас – мыльная опера. В очередной раз я пришла к этому банальному выводу, когда передо мной встала задача подробно рассказать о себе человеку, который тебя не видит и не слышит. По электронной почте. Знакомо? Не врать и рисовать из себя иную, виртуальную личность, а действительно познакомиться поближе, стать друзьями, если получится. Стали мы писать о себе скупые биографические данные. Вот тут я поняла, что человеки, которых мы рисуем друг другу - плоские и бесплотные. Неживые какие-то. Потому что человек - это не собрание фактов, как он родился/крестился, женился/развелся, когда, на ком и почему. Это то, что он думал, чувствовал и переживал по этому поводу. Оказалось, что жизнь складывается из огромного количества смешных, грустных, стыдных, нелепых, невероятных и простых историй. Таких, что некоторые сериалы просто в подметки им не годятся и режиссеры-профессионалы со своими сценаристами отдыхают. Это невозможно отснять. В этом человек отражается больше, чем во всех своих фотографиях с пеленок и биографиях на все лады.

Мы часто рассказываем кому-то о себе по жизни. Но не замечаем, что все вроде бы банальные истории, которые порой укладываются в 2-3 предложениях, на самом деле несут под собой массу информации и ни одна история не похожа на другую при любой своей кажущейся похожести. Как и люди.

Когда меня посетила эта мысль, я предложила своей подруге по переписке попробовать снять о себе сериал. Прямо в письмах. И вложить в это если не душу, то хотя бы желание. Она согласилась, но все оказалось не таким элементарным. Даже о себе, любимых, кого мы знаем лучше всех на свете, нам так трудно сказать не только правду, но просто рассказать. В жизни надо смотреть в глаза, ловить на себе изучающие, оценивающие твою мимику взгляды собеседника, подсознательно рисуя снова картинку себя, наиболее удобную и подходящую к случаю. Потому не каждому по силам облечь даже простенькую правду в слова, глядя в глаза кому-то. Да и нужно ли это другим людям? А себе?

Мыльная опера

Мыльная опера

Писать куда проще. Надо только начать, а потом все легче и быстрее, сужу по себе. Массе людей куда как проще написать про себя так, что дневник покраснеет, чем, войдя в ванную и глядя в собственное отражение, сказать хотя бы себе в голос обнаруженную правду: "Смотри, ты - лесбиянка!" Не то, что кому-то другому! Но оказалось, что мы бываем не только косноязычными. Мы точно также бываем коснопишущими. И это все равно легче: как писать правду, так и неимоверно врать письменно несравненно удобнее, чем говорить. Пример - процветание форумов и чатов бездонного Интернета.

И мы с подругой начали трудиться, не покладая, что называется, пальцев на клаву. Сначала писать полно все равно бывает сложно. Все тянет влево доведенная до автоматизма привычка писать безликие биографии. Зато дальше открывается вдруг такой невообразимый взгляд не только на другого человека, но и на себя! На то, что давно было обмеряно, оценено и отложено в жизненный архив. Пишешь и, перечитывая, удивляешься. Невозможные истины приходят легко и вдруг, когда твоя жизнь, твое сердце, боль и ирония смотрят на тебя с листа. Неожиданно приходит простой ответ на вопрос, который, казалось, и не имел когда-то ответа. И я поняла, откуда и почему написано столько мемуаров. Часто думала раньше, вот за каким чертом люди пишут о себе томами, кому это нужно? Мания величия? Кому этот человек интересен, кроме него самого? Ладно, если мировая знаменитость и подробности пикантные. А кто попроще? Да нужно, нужно. Себе, в первую очередь. Это бешеная возможность узнать себя поближе и взглянуть на себя под иным углом. Ведь дневники, это такие же мемуары себе для себя. Упакованные сериалы.

А тот с кем ты переписываешься, растет в удивительную и многогранную личность, даже если часто рисует сплошные смайлики на весь мыл. Куда интереснее мемуаров о чужих, никаких тебе людях. Этот человек становится отчасти твоим, ибо какую-то уникальную часть своего мира он показывает только тебе. Отсюда и разочарования, которые бывают, когда из такого виртуала он перерастает в довольно богатого фантазиями реала. Но речь сейчас не об этих шалостях людей, страдающих от недостатка общения в нашем засебяченном технологичном мире. Речь о мыльной опере с рабочим названием "жизнь".

Вот мое произведение компьютерного искусства, к примеру. Даже начать оказалось не так просто. Пауза длилась пару-тройку дней. Ведь надо было начать с названия… Но как это сложно, взять и выразить одним предложением или словом смысл уже прожитого куска жизни! Прямо скажем, оценить. Шутка ли сказать, не фиглярской жизни какого-то игрушечного Альберто или Кассандры, а себя! Великой, неповторимой, единственной и настоящей (ага, вот и ростки мании величия режутся :-)).

Потребовалось некоторое время. Я выкрутилась следующим образом, хоть и обозвала свое решение тогда "названьицем на скорую руку": "Жить нужно в кайф, но иметь совесть" (рабочее название) и в прокат "Я тебе расскажу о любви...". Про любовь обязательно надо, прокомментировала я, а то в прокат такой сериал никто не купит. Подруга пыталась и вовсе увильнуть от названий. Не вышло. Обошлась попроще: "Укрощение строптивой". Однако, на мой взгляд, сильно характеризует человека даже это. Откуда и какой плагиат J . Словом, задумка закрутилась безумно интересно.

Может, кто-то тоже об этом подумал? И тут мне стало мало наших сериалов (ох, дайте мне лекарство от жадности, да побольше, побольше :-)) и захотелось, как и бедненькому герою в красных туфлях Залмана Кинга засунуть нос в чужой приват, задать вопрос людям: а какое название Вы бы дали своему сериалу? Сериалу о себе?

Норка