passion.ru
Опубликовано 20 мая 2016, 00:00

Мотивация к учебе — опасный миф

Если ваш ребенок вполне себе умеет читать, считать и даже знает некоторое количество английских слов, определенных школьной программой, то в задержке умственного развития его никто не обвинит. А в задержке развития эмоциональной или волевой сферы — запросто!
Мотивация к учебе — опасный миф

Это вообще очень распространенный в наше время ярлык. Вроде как не диагноз, лечить не надо. Но и не норма — родителей, значит, можно ругать, пугать и вызывать в школу. Собственно, если ребенок не любит учиться, то первый учитель или школьный психолог почти наверняка сообщат о «задержке развития волевой сферы». Совсем неожиданными соображениями на этот счет с Рassion поделился Роберт Туйкин, психолог, автор тренингов личностного роста для детей.

Роберт Туйкин

психолог

О мотивации к учебе

О мотивации к учебе

О мотивации к учебе

Логика педагогов и психологов проста: в семь лет ребенок должен пойти в школу и учиться. Если он при сохранном интеллекте и отсутствии заболеваний не хочет учиться, а хочет бегать, прыгать и играть, значит, он «задержался на предыдущем этапе развития», у него «нет мотивации к учебе», следовательно, мы, хоть и не можем поставить ему диагноз ЗПР (задержка психического развития), должны указать родителям на существующую проблему. Его эмоциональная и волевая сфера не соответствуют возрастной норме. Это бракованный ребенок, а родители, значит, бракоделы — пусть исправляют.

На самом деле нет такого природного феномена — мотивация к учебе. Есть природное детское любопытство. Если ребенок на данном этапе своей жизни не интересуется таблицей умножения или правописанием «жи-ши», это не значит, что его не влекут другие аспекты мироздания. Но мы ученика всячески ограждаем от любых аспектов, не прописанных в программе для такого-то класса. И получается, что «жи-ши» его еще не интересует, а устройство муравейника по программе не положено, доступ к нему закрыт. Выходит, что ребенок «не интересуется ничем», теряет мотивацию и эмоционально отстает.

О волевой сфере

О волевой сфере

О волевой сфере

С точки зрения большинства педагогов и родителей, задержка развития волевой сферы — это когда ребенок не может себя заставить 45 минут посидеть спокойно. Или с утра заявляет, что школу ненавидит, идти туда не намерен. Или просто болтает с соседом по парте, когда велели молчать.

Но давайте посмотрим на ситуацию объективно. Только право отказаться от чего-либо является признаком свободного волеизъявления. То есть если ваш мальчик (девочка) имеет право пойти в школу, но может и не пойти, тогда, да, решение идти в школу — это проявление свободной воли и сознательного выбора. А если он имеет право только пойти, выбора у него нет, то, извините, в чем же проявляется его «волевое решение»? Наоборот: подчиниться единственному предложенному варианту — признак слабости. А способность к бунту — признак силы. Получается, что мы имеем дело с опережающим развитием, с ранним взрослением… Хотя, конечно, в стандартной системе ценностей это трудно признать.

О стандартизации

О стандартизации

О стандартизации

Знаете, был такой известный эксперимент в американских ВВС: пытались создать универсальное кресло пилота, удобное для всех. Его разрабатывали по средним параметрам: измеряли длину рук и ног всех пилотов, размер головы, талии, таза… Вычислили среднестатистические показатели и под них разработали оптимальное кресло. На практике оказалось, что это оптимальное среднестатистическое кресло пилота не подходит никому. В нем всем неудобно. Вот современная школа — что-то вроде такого кресла. Ваш ребенок не плохой, не отстающий, не бракованный — просто ему в среднестатистическом кресле неудобно.

Что делать?

Что делать?

Что делать?

Наконец, самый страшный вопрос. Ну да, ребенку не нравится школа (имеет право на эмоции такого плана!), но в стране обязательное всеобщее среднее образование по установленным программам. Как быть-то?

А это уже не вопрос детской эмоционально-волевой развитости. Это вопрос родительской эмоционально-волевой грамотности. Родителям страшно: не выучит уроки, упустит материал — отстанет не только эмоционально, но и интеллектуально, не поступит в институт, не найдет работу, сядет в старости нам на шею… Страх — тоже эмоция. И родители имеют на нее право. Но не имеют права использовать ребенка в борьбе со своими страхами.

Учиться можно не только за партой

Учиться можно не только за партой

Ответственность — это не про будущее, а про настоящее. Дайте ребенку возможность и право распоряжаться своим настоящим: делать или не делать уроки, получать или не получать за них колы или пятерки, хотеть или не хотеть учиться… Вы не обязаны вместо него расстраиваться из-за оценок. Вы, как старший, можете лишь помочь ему сориентироваться в мире и предложить много всяких интересных штук, чтобы он мог выбрать и понять, что же его на самом деле увлекает.