Большинство мам уверяют, что желают своему ребенку счастья и здоровья – а больше ничего. Но при этом они ежедневно таскают полуторагодовалых младенцев на всякие развивашки. Чтоб потом хвастаться перед другими мамами.

В 60-е годы прошлого века дети шли в школу, не умея читать – и это было нормой. Теперь, если в 3 года не читаешь по-английски, на тебя посмотрят странно.

Но вот что мы вам хотели сказать: если 3-летний ребенок залезает на табуретку и декламирует не Муху-Цокотуху, а отрывки из «Отелло», то это свидетельствует не о его гениальности, а об упертости и деспотизме его родителей. А вот если малец интересуется, зачем это муха по полю ПОШЛА, когда у нее крылышки есть, значит, у малыша развиты наблюдательность и познавательные способности. И главное, их, эти способности, не задавить, стремясь поднять своего отпрыска на недосягаемый для его ровесников уровень.

Не гоните почемучек

Не гоните почемучек

Года в 4 (плюс-минус год) все дети вступают в пору «почемучек». И все родители воют от избытка каверзных вопросов. Даже не от вопросов, а от детской реакции на ответы: вы объясняете-объясняете, а он не дослушает и убежит… А через 5 минут вернется с тем же или новым «почему». Предки раздражаются и перестают отвечать или отвечают для отмазки что-нибудь вроде «потому что гладиолус». И это вернейший путь к удушению развивающегося интеллекта: ребенок начинает сомневаться в авторитете взрослых (оказывается, они не все знают) и в необходимости познания («раз даже папа не знает, то мне и подавно незачем»). А потом удивляемся, почему они в школе учиться не хотят.

Не давайте исчерпывающих ответов

Не давайте исчерпывающих ответов

Почему же дети убегают, не дослушав? Потому что вопрос – это не просто способ удовлетворить любопытство, это еще и повод поделиться своим наблюдением, и ваше мнение на сей счет пока не очень важно. Например, если 2-летняя дочка интересуется: «Почему у папы растет борода, а у мамы нет?», то она, скорее всего, просто обрадовалась собственному открытию: мужчины кое в чем отличаются от женщин. Так что не стоит обижаться, если она не дослушает вашу ответную лекцию об андрогенах, эстрогенах и волосяных фолликулах. Дети вообще не способны подолгу удерживать внимание на чем-то одном. Лучше переведите ваше общение в формат научного диспута – позвольте ребенку самостоятельно сделать открытие: «А у тети Нади есть борода? А у дяди Саши? А зачем же он бреется?» – «Вау! Бороды растут только у взрослых мужчин!»

Пустите ребенка к компьютеру

Пустите ребенка к компьютеру

Сначала, конечно, можно приобрести многотомную детскую энциклопедию и постепенно приучать малыша выискивать необходимую информацию в ней. Кстати, и сами узнаете массу интересного. Ребенок очень быстро достигнет уровня, на котором вы уже не сможете быть советчиком. Но есть же интернет! И с этим придется мириться.

А дальше гению надо обеспечить всякий инструментарий: кому краски и право рисовать на стенах, кому микроскоп и возможность выращивать плесень... Да, домашний уют от этого пострадает, но это вопрос приоритетов: вам уют или гения?

Не придирайтесь к мелочам

Не придирайтесь к мелочам

К ним и так будут придираться в школе. Даже если у вас растет второй Эйнштейн, его же загнобят за плохой почерк… Впрочем, первого Эйнштейна тоже чуть из школы не отчислили за то же самое. А Шаляпину говорили, что он не умеет петь. Поэтому если вы и дома будете продолжать дело священной учительской инквизиции и орать про «курица лапой», ребенок у вас станет забитым и запуганным.

Учителям простительно: у них 30 человек в классе – они же устанут к каждому подход искать. Но вы-то своего кровиночку единственного лучше всех знаете. Вот и не ругайте его за почерк – хвалите за устный счет (способности к английскому, успешные опыты по химии). И скажите, что вас интересуют не оценки учителя, а знания ребенка. Оценки, что бы кто ни думал, действительно очень мало влияют на будущее.

Не тормозите гиперов (назидательная история)

Не тормозите гиперов (назидательная история)

Саша был вторым ребенком в многодетной семье. Его старшая сестра Ольга и младший брат Левушка росли вполне нормальными. Но этот... Мать невзлюбила его с младенчества: за недосып, за постоянное чувство стыда перед знакомыми и за ощущение полной беспомощности, которые обеспечил ей этот ребенок с самого момента своего рождения. Мальчик был непредсказуем в своих реакциях и вспыльчив до бешенства. Без паузы переходил от гомерического смеха к горьким рыданиям. Учителя всегда были недовольны: «Редко какой урок свой сдаст вовремя. Учится плохо»... «Гиперактивность», – сказали бы врачи. Но врачам его не показывали. В 12 лет парня отправили в лицей, а там педагоги придерживались немодного нынче принципа: если есть выраженный талант, то на остальные «дефекты» можно забить. Пушкину прощали и кошмарный почерк, и неусидчивость (писал и читал стоя или на ходу), и «абсолютный ноль» в математике – лишь бы стихи писал. Ну, да… Пушкину.