В 60-е годы прошлого века дети шли в школу, не умея читать – и это было нормой. Теперь, если в 3 года не читаешь по-английски, на тебя посмотрят странно.

Но вот что мы вам хотели сказать: если 3-летний ребенок залезает на табуретку и декламирует не Муху-Цокотуху, а отрывки из «Отелло», то это свидетельствует не о его гениальности, а об упертости и деспотизме его родителей. А вот если малец интересуется, зачем это муха по полю ПОШЛА, когда у нее крылышки есть, значит, у малыша развиты наблюдательность и познавательные способности. И главное, их, эти способности, не задавить, стремясь поднять своего отпрыска на недосягаемый для его ровесников уровень.

Не гоните почемучек

Не гоните почемучек
Не гоните почемучек

Года в 4 (плюс-минус год) все дети вступают в пору «почемучек». И все родители воют от избытка каверзных вопросов. Даже не от вопросов, а от детской реакции на ответы: вы объясняете-объясняете, а он не дослушает и убежит… А через 5 минут вернется с тем же или новым «почему». Предки раздражаются и перестают отвечать или отвечают для отмазки что-нибудь вроде «потому что гладиолус». И это вернейший путь к удушению развивающегося интеллекта: ребенок начинает сомневаться в авторитете взрослых (оказывается, они не все знают) и в необходимости познания («раз даже папа не знает, то мне и подавно незачем»). А потом удивляемся, почему они в школе учиться не хотят.

Не давайте исчерпывающих ответов

Не давайте исчерпывающих ответов
Не давайте исчерпывающих ответов

Почему же дети убегают, не дослушав? Потому что вопрос – это не просто способ удовлетворить любопытство, это еще и повод поделиться своим наблюдением, и ваше мнение на сей счет пока не очень важно. Например, если 2-летняя дочка интересуется: «Почему у папы растет борода, а у мамы нет?», то она, скорее всего, просто обрадовалась собственному открытию: мужчины кое в чем отличаются от женщин. Так что не стоит обижаться, если она не дослушает вашу ответную лекцию об андрогенах, эстрогенах и волосяных фолликулах. Дети вообще не способны подолгу удерживать внимание на чем-то одном. Лучше переведите ваше общение в формат научного диспута – позвольте ребенку самостоятельно сделать открытие: «А у тети Нади есть борода? А у дяди Саши? А зачем же он бреется?» – «Вау! Бороды растут только у взрослых мужчин!»

Пустите ребенка к компьютеру

Пустите ребенка к компьютеру
Пустите ребенка к компьютеру

Сначала, конечно, можно приобрести многотомную детскую энциклопедию и постепенно приучать малыша выискивать необходимую информацию в ней. Кстати, и сами узнаете массу интересного. Ребенок очень быстро достигнет уровня, на котором вы уже не сможете быть советчиком. Но есть же интернет! И с этим придется мириться.

А дальше гению надо обеспечить всякий инструментарий: кому краски и право рисовать на стенах, кому микроскоп и возможность выращивать плесень... Да, домашний уют от этого пострадает, но это вопрос приоритетов: вам уют или гения?

Не придирайтесь к мелочам

Не придирайтесь к мелочам
Не придирайтесь к мелочам

К ним и так будут придираться в школе. Даже если у вас растет второй Эйнштейн, его же загнобят за плохой почерк… Впрочем, первого Эйнштейна тоже чуть из школы не отчислили за то же самое. А Шаляпину говорили, что он не умеет петь. Поэтому если вы и дома будете продолжать дело священной учительской инквизиции и орать про «курица лапой», ребенок у вас станет забитым и запуганным.

Учителям простительно: у них 30 человек в классе – они же устанут к каждому подход искать. Но вы-то своего кровиночку единственного лучше всех знаете. Вот и не ругайте его за почерк – хвалите за устный счет (способности к английскому, успешные опыты по химии). И скажите, что вас интересуют не оценки учителя, а знания ребенка. Оценки, что бы кто ни думал, действительно очень мало влияют на будущее.

Не тормозите гиперов (назидательная история)

Не тормозите гиперов (назидательная история)
Не тормозите гиперов (назидательная история)

Саша был вторым ребенком в многодетной семье. Его старшая сестра Ольга и младший брат Левушка росли вполне нормальными. Но этот... Мать невзлюбила его с младенчества: за недосып, за постоянное чувство стыда перед знакомыми и за ощущение полной беспомощности, которые обеспечил ей этот ребенок с самого момента своего рождения. Мальчик был непредсказуем в своих реакциях и вспыльчив до бешенства. Без паузы переходил от гомерического смеха к горьким рыданиям. Учителя всегда были недовольны: «Редко какой урок свой сдаст вовремя. Учится плохо»... «Гиперактивность», – сказали бы врачи. Но врачам его не показывали. В 12 лет парня отправили в лицей, а там педагоги придерживались немодного нынче принципа: если есть выраженный талант, то на остальные «дефекты» можно забить. Пушкину прощали и кошмарный почерк, и неусидчивость (писал и читал стоя или на ходу), и «абсолютный ноль» в математике – лишь бы стихи писал. Ну, да… Пушкину.