Первые два года детской жизни мамы безропотно подбирают и раскладывают по местам все, что ребенок разбросал. А потом неизбежно встает вопрос: «А может, пусть уже сам?»

Попробовав призвать дитя к порядку, некоторые родители быстро сдаются и решают отложить воспитательный процесс еще на пару лет («а пока сами уберем, не переломимся»). Другие малодушно называют беспорядок «творческим» и позволяют маленькому гению куролесить в этой свалке, сколько влезет. Третьи переходят на визг и топают ногами… Какая тактика в итоге оказывается наиболее продуктивной? Этот вопрос мы адресовали детскому практическому психологу, специалисту Центра Системной семейной терапииИрине Петровой.

Петрова Ирина Михайловна
Клинический психолог

Почему не получается

Может, не все родители в курсе, но от природы у ребенка нет навыков и желания поддерживать чистоту. Уборка — это довольно сложный алгоритм, практически недоступный двух- или трехлетке. Чтобы приступить к уборке, ребенок должен следующее: оценивать ситуацию в целом, определять последовательность необходимых действий, знать и помнить места хранения вещей, уметь систематизировать предметы, организовывать свои действия и оценивать результат. А лобные структуры мозга (это они отвечают за то, чтобы распределять и упорядочивать действия, организовывать процесс, сосредотачивать внимание и оценивать ситуацию) развиваются у человека до 18 лет. Ваш ребенок по естественным причинам просто не замечает беспорядка вокруг себя и понятия не имеет, как приступить к уборке.

Сколько можно

В 2-3 года они уже на это способны

Так что же, ждать до 18 лет, а до этого убираться за них? После 18 лет уже точно опоздаете и останется только закрыть дверь в страшную комнату подростка.

Вообще психологам часто приходится иметь дело с семьями, у которых основной конфликт между родителями и детьми формируется по поводу уборки. Решение, конечно, можно найти на любом этапе. Но проще, если у ребенка лет с трех (а то и с двух) есть постоянные обязанности. Родители не всегда понимают психологический смысл этой рекомендации. Дело в том, что предоставление ребенку определенной обязанности с периодическим контролем за ее выполнением повышает степень самоуважения растущего человека, внушает ему ощущение своей нужности, полезности, значимости внутри семьи. Порученное ребенку дело должно соответствовать его возрастным возможностям, должно быть постоянным и необходимым для повседневной жизни. Такой обязанностью может быть уборка игрушек, начиная с 3 лет. В младшем школьном и подростковом возрасте она перерастет в уборку своей комнаты.

Включите эмоции

Эмоции должны быть положительными

Есть еще одна важная сторона в приучении ребенка к порядку. Это эмоциональное переживание в процессе работы. Эмоции должны быть положительными и пережить их надо вместе.

Родители школьников часто жалуются, что их дети, пока были малышами, за все хватались, а теперь убрать комнату не заставишь. Это означает, что «чувствительный» момент был упущен. Да, они не ругали ребенка за плохо выполненное задание, не придирались по мелочам и вообще не делали ничего плохого… Но они и не разделяли восторгов малыша — и в этом заключалась роковая ошибка.

Начинайте пораньше

Дети хотят поступать по-взрослому

Малыши имеют самую настоящую потребность делать все так, как делают близкие взрослые. Ребенок откликается на просьбы родителей уже с года. Ну, с полутора — с тех пор, как научится уверенно ходить. Он может принести что-то, передать, достать игрушку или книжку — вот он, момент, когда запросто получится приучать его и убирать за собой. Поиграл с какой-то игрушкой и захотел взять следующую — сразу же попросите его сначала убрать в ящик ту, с которой наигрался. В этом возрасте он еще может путаться, поэтому помогите ему: отодвиньте все остальные игрушки, оставьте только ту, которую нужно убрать. Скажите: «Вот сейчас мы с тобой уберем машинку на место. Давай положим ее в коробку, а потом возьмем кубики».

Если просите ребенка убрать игрушки, делайте это благожелательно. Пусть уборка не обращается в наказание, желательно, чтобы она стала финальной частью игры.

Придумайте домики

Каждую игрушку - в свой домик

Придумайте в комнате специальные места для игрушек. Машинки могут стоять в гараже, куклы спать в домике, книжки лежать на полянке. Интересно названные хранилища будут притягивать ребенка, он в игре сам научится «отправлять игрушки по домам». Хорошо, если мама начнет раскладывать игрушки вместе с ребенком, непременно проговаривая, что именно они убирают, куда и зачем: «Смотри, эту книжку мы положим на стол — к другим книжкам, а машинки пусть спят в коробке. Кубики сложим в ящик, а мишку посадим на диван. Видишь, как теперь чисто в комнате! Молодец!». Чтобы малышу было проще убирать игрушки, можно нанести маркировку на коробки или полки — например, наклейки с соответствующими картинками.

Создайте ритуал

Пойте вместе

Когда убираете с ребенком игрушки, можно напевать веселую песенку:

Мы игрушки убираем,
Раз, два, три.
По местам их расставляем,
Посмотри.
Раз игрушка,
Два игрушка,
Три игрушка.

Ни в коем случае в процессе уборки не повышайте голос на ребенка и, конечно, нельзя его ругать или наказывать за что-то, сделанное неправильно. Если такую работу вы будете проводить каждый вечер, радостно и с песнями, ребенок очень быстро привыкнет к ней как к доброму ритуалу.

Не торопите события

Переходим на следующий уровень

Безусловно, первое время вы будете убирать игрушки вместе с ребенком, но совсем скоро малыш привыкнет делать это самостоятельно. И можно будет переходить на следующий уровень: осваивать наведение порядка в комнате и уход за одеждой.