Говорить с детьми о деньгах так же трудно, как о сексе. Да и общие правила те же: если тема табуировалась и считалась «недетской» первые семь лет, то надо срочно подсовывать умные книжки и проводить игровые тренинги. Ну, либо набраться духу и провести серьезную образовательную лекцию. А если вы умудрились запустить ситуацию лет до 10… То, скорее всего, ребенок ваш уже нахватался информации «в Интернете и в подворотнях» — остается следить и не давать.

Не только психология

Не только психология
Не только психология

Карманные деньги ребенка — это в наше время вопрос не только педагогический, но и технический. Ясно же: если вы сами получаете зарплату на карту, а ребенку выдаете наличные, то не наставник вы чаду своему. Если вы почти все покупаете через Интернет, то бессмысленно играть с собственным малышом в старорежимный магазин. Если коммунальные платежи у вас проходят через мобильный банк, то, скорее всего, в детской картине мира такая статья расходов вообще отсутствует — и нечего удивляться, что 20-летние мужики не знают (как выясняется), что даже за квартиру, которая в собственности, надо платить…

В общем, в наше время, в отличие от предшествующих эпох, деньги в детско-родительских разговорах уже не могут быть чисто философской категорией. Да и само понятие «карманных расходов» здорово видоизменилось за последние 10 лет.

О том, как в наше время знакомить ребенка с деньгами, рассказывает наш эксперт.

Роман Потемкин создатель мобильного приложения «UPUP — Деньги детям»

Взрослые до последнего избегают беседовать с детьми на эту тему. Отчасти потому, что в глубине души убеждены, что деньги — зло (и незачем, значит, портить тонкую детскую душу). Отчасти потому, что «с деньгами и так все ясно», и вроде бы совместных походов в магазин вполне достаточно: ребенок видит, как папа и мама выбирают товар, а потом расплачиваются за него, значит, и сам потом сможет повторить эту нехитрую процедуру…

Формально все верно: дети учатся на примерах взрослых. Проблема лишь в том, что без дополнительных разъяснений они смогут воспроизвести только порядок действий, не понимая смысла всех этапов покупки — от подсчета имеющихся финансов до определения критериев выбора.

Когда начинать

Когда начинать

Четких временных рамок, когда пора заводить с ребенком разговор о финансах, нет, знакомство с деньгами должно происходить естественным образом. Малышам в возрасте до трех лет стоит преподносить деньги как средство исполнения желаний. Да, малыш, посредник между тобой и новым набором Lego — деньги, а никакая не фея.

Существуют деньги разного достоинства
Существуют деньги разного достоинства

Рассказывайте ребенку о том, как появляются деньги в семье, что существуют купюры и монеты разного номинала. Играйте в магазин и показывайте, как совершаете покупки в настоящем супермаркете. Когда малыш немного подрастет, попросите его помогать вам планировать еженедельный бюджет. Ребенок будет гордиться, что участвует в таком важном деле, он быстрее поймет, что для исполнения желаний нужны определенные финансовые условия. Научите его находить и читать ценники, обращать внимание на срок годности продуктов и обязательно помнить о сдаче. Как только поймете, что ребенок готов к первым самостоятельным покупкам, начните давать ему карманные деньги, обсудив перед этим размер суммы, условия ее получения и предполагаемые статьи расходов.

Время карманных денег

Время карманных денег
Время карманных денег

Оптимальный возраст для получения первых карманных денег — семь лет, первый класс школы: дети уже неплохо считают, знают, как выглядят деньги, могут сравнивать цены и расплачиваться на кассе. Чтобы определить сумму карманных денег, подумайте, какие расходы возникают у ребенка вне дома, например, ежедневная покупка булочки в столовой или билета на автобус до школы. Первокласснику достаточно выдавать на карманные расходы 100-300 рублей в неделю, с каждым годом эта сумма должна расти.

Определите для выдачи карманных денег конкретный день. Лучше делать это в начале недели, чтобы у ребенка не было соблазна потратить все за выходные и прийти к вам с просьбой о повторной сумме. Если же это все-таки случилось, напомните ему о ваших договоренностях и объясните, что теперь придется подождать до следующей недели. Четко придерживайтесь выбранной стратегии и никогда не одалживайте ребенку деньги «в счет будущей пятерки» или под другими предлогами.

Главные ошибки родителей

Главные ошибки родителей
Главные ошибки родителей

Почему-то принято считать, что если уж дали ребенку деньги, то теперь не ваше дело, на что и как он их потратит. Этот постулат станет верным только после нескольких лет обучения и трат под родительским присмотром. Не пускайте ситуацию на самотек, ведите параллельный подсчет расходов и обязательно обсуждайте покупки вместе с ребенком. В силу возраста он не всегда может представить себе будущие траты, а потому не видит смысла в накоплении. Ваша задача — помочь ему в этом разобраться.

Может, следует увеличить сумму?
Может, следует увеличить сумму?

Кстати, контроль, возможно, позволит вам вовремя обнаружить, что еженедельные карманные деньги кончаются у ребенка слишком быстро не потому, что он тратит их на ерунду, а потому что вы изначально мало ему даете. Оцените финансовые возможности семьи, учтите пожелания ребенка и скорректируйте сумму, если это действительно необходимо.

Очень часто родители ставят сумму карманных денег в зависимость от оценок или поведения ребенка. Не превращайте их в мотивацию: научить человека правильно распоряжаться финансами — это самоцель.

Безналичные покупки

Безналичные покупки
Безналичные покупки

Когда ребенок освоится с наличными, оформите ему банковскую карту. Это станет следующим этапом в воспитании.

Для детей в возрасте от 6 до 14 лет карта оформляется как дополнительная к карте родителя. Чтобы ее открыть, матери или отцу надо просто обратиться с заявлением о выпуске в обслуживающий банк, предоставив свидетельство о рождении ребенка или его паспорт. Вся информация о транзакциях по детской карте будет доступна родителю по выписке со счета, в интернет-банке и по cмс.

Еще больше упростить контроль помогут специальные сервисы и мобильные приложения, позволяющие обсуждать финансовые расходы и переводить нужные средства, например Money Talk , O!PP и UPUP. В UPUP ребенок может запрашивать у родителей деньги, сопровождая просьбу фотографиями («хочу купить вот такую штучку, не хватает 10 рублей и твоего одобрения»),  а родитель — перечислять (или не перечислять) необходимые суммы. Целесообразность покупок обсуждается в финансовом чате, подключиться к которому могут оба родителя и все дети в семье. К приложению нужно только привязать взрослую карту, с которой будут списывать деньги, и детскую, куда они будут поступать. Такие сервисы позволяют всегда быть в курсе, на что и сколько средств потратил ребенок, и не беспокоиться о том, что он вдруг останется без денег, например, во время экскурсии с классом в другой город.

Обязательные расходы

Пусть считает сам
Пусть считает сам

Если у ребенка уже есть даже собственная карта, грех не привлечь его к контролю коммунальных платежей: пусть ежемесячно снимает показания счетчиков — за газ, за воду, за электричество — и видит, сколько средств из семейного бюджета уходит на ЖКХ. Дети гораздо быстрее, чем взрослые, обнаруживают дополнительную возможность экономии и начинают следить, чтобы нигде зря не текла вода и не горел свет.

Класса с 9-го можно самому зарабатывать
Класса с 9-го можно самому зарабатывать

За детские секции и курсы до определенного момента, конечно, платите вы… Но, класса с восьмого, когда ребенок уже четко понимает, чего на самом деле хочет, рискните и добавьте нужную сумму к карманным деньгам, объявив, что за дополнительное образование он теперь тоже платит сам.

Если делегирование финансовых полномочий идет постепенно, но неуклонно, классу к девятому ваш малыш сам дозреет до мысли, что деньги на карманные расходы можно и самому зарабатывать. Тогда пусть заглянет вот сюда.