passion.ru
Опубликовано 05 октября 2007, 00:02

Женщина, сделавшая себя легендой (Елена Блаватская)

   Есть люди, которые верят, что за ними незримо наблюдают высшие космические силы и иногда даже каким-то способом вмешиваются в их земные дела. Писательница, основательница теософского общества, коммерсантка Радда-Бай к таким и относилась. У неё была неудержимая фантазия и подчас ей самой неподвластная, особенно в раннюю пору жизни. На «Страстях» - история жизни великой авантюристки.
Женщина, сделавшая себя легендой (Елена Блаватская)

Есть люди, которые верят, что за ними незримо наблюдают высшие космические силы и иногда даже каким-то способом вмешиваются в их земные дела. Писательница, основательница теософского общества, коммерсантка Радда-Бай к таким и относилась. У неё была неудержимая фантазия и подчас ей самой неподвластная, особенно в раннюю пору жизни. На «Страстях» - история жизни великой авантюристки.

Она искренне верила своему Учителю из Шамбалы – именно в этой таинственной стране находится Земное представительство этих загадочных сил. В книге «Мифические страны и народы» указывается, что Шамбала находится севернее то ли Амударьи, то ли Сырдарьи. Эти удивительные места подобны библейскому раю.

Восточным именем Радда-Бай таинственную даму назвал сам Учитель - именно так она и утверждала. Он же указывал, когда можно им пользоваться, а когда надлежит называться тем, которым нарекли родители. Помимо вымышленного имени женщина из легенды всему миру известна как Елена Петровна Блаватская.

Она родилась в Екатеринославле (Днепропетровске) в семье русского офицера-артиллериста и была старшей дочерью. Её мать, Елену Андреевну Ган, натуру оригинальную, Белинский называл русской Жорж Санд. Необыкновенные способности у Елены проявились неожиданно для неё самой.

«Сама не знаю, - объясняла будущая Радда-Бай родным после смерти матери, - ч_то за напасть такая! Пристала ко мне какая-то сила, из Америки я её вывезла. Мало того, что кругом меня всё стучит и звенит, но и вещи движутся, подымаются без толку и надобности.… Да и, кроме того, осмысленные проявления высказывает: в разговоры стуками мешается, на вопросы отвечает и даже мысли угадывает. Чертовщина какая-то!»._

После ранней смерти матери дед, весьма высокопоставленный чиновник, забрал осиротевших сестёр к себе на Кавказ. Старшая Елена вышла замуж за ереванского вице-губернатора Блаватского, но к ужасу деда вскоре бросила мужа и уехала в Тифлис. Тогда-то дед и поторопился вернуть своенравную девицу назад к отцу, снабдив в дальний путь многочисленной свитой.

С ней отправились проверенный человек – дворецкий, две женщины из дворни и крепкий молодец из прислуги. В дорогу снарядили большой фургон, запряжённый четырьмя лошадьми. Путь путешественников был долгий – железных дорог в тех краях ещё не было. Все благополучно прибыли в один из черноморских портов, устроились в гостинице.

Прекрасным южным утром люди из свиты, пробудившись ото сна, не нашли в номере своей барыни. Как выяснилось позже, она поспешно удрала в Константинополь, и, прибыв в незнакомый город, поступила наездницей в цирк.

События развивались стремительно, вскоре в ереванский дом деда пришло письмо от знаменитого в Европе баса Митровича. Он назвался «новым внуком» и сообщил семейству Фадеевых о своей женитьбе на Елене. Родственники не могли вздохнуть спокойно: им было доподлинно известно, что с прежним мужем развода у Елены не было.

Зависимости от родни и от светских условностей смелая молодая женщина предпочла рискованную свободу. Путь, который она выбрала, поначалу извилистый, привёл её к служению непреходящим ценностям. Богато одарённая натура авантюрного склада нашла применение своим бесценным способностям и склонностям. Девизом бурной жизни Елены Блаватской стало: «Нет религии выше истины».

В Европе она появилась в 60-х годах 19 века, о своих передвижениях по миру ни перед кем не отчитывалась. В России семейство Фадеевых из газет узнало, что Елена стала сотрудницей известнейшего спирита того времени Юма. Но и этим неуёмные желания Елены Петровны не ограничились.

Задатки музыканта напомнили о себе, и она дала блистательные концерты фортепьянной музыки в Лондоне и Париже, стала капельмейстером хора сербского короля Милана. Кузен Блаватской, тоже выдающаяся личность, С. Ю. Витте, был моложе её на 18 лет.

Читаем в его воспоминаниях:

«Во всех этих перипетиях прошло, вероятно, около десяти лет её жизни, и, наконец, она выпросила разрешение у деда Фадеева приехать в Тифлис, обещая снова сойтись со своим настоящим мужем – Блаватским. И хотя я тогда был мальчиком, помню её в то время, когда она приехала в Тифлис, о_на была уже пожилой женщиной, и не так лицом, как бурной жизнью._

Лицо её было чрезвычайно выразительно; видно было, что она прежде была очень красива, но со временем крайне располнела и ходила постоянно в капотах, мало занимаясь своей особой, а потому никакой привлекательности не имела».

Но не каждой женщине важно быть красивой! Именно в это время Елена Петровна свела с ума часть тифлисского общества своими спиритическими сеансами, которые она проделывала в большом доме своей тётки.

Правда, вскоре они прекратились – в Тифлисе неожиданно появился Митрович. Бывшие любовники случайно встретились на улице, артист тут же вспомнил все грехи Елены Петровны и устроил грандиозный скандал. Блаватской пришлось уступить, и вскоре они вместе покинули Кавказ.

Пара объявилась в Киеве, где «супруг» получил ангажемент в опере. До этих пор в русских операх он не пел, и Блаватская стала учить артиста петь по-русски, в чём он и преуспел – отлично исполнял арии в операх «Жизнь за царя» и «Русалка».

Однако долго в городе каштанов они не задержались, Елена Петровна серьёзно не поладила с князем Дундуковым-Корсаковым, киевским генерал-губернатором, который знал её в молодости. Гордые и непримиримые гости киевлян покинули город.

Уже немолодая пара неугомонных путешественников переехала в Одессу, где проживала родня Елены Петровны, дед и бабушка её к тому времени умерли. На новом месте она решила заняться коммерцией, открыла сначала фабрику чернил, затем магазин искусственных цветов, но оба начинания вскоре прогорели.

Митрович выхлопотал себе ангажемент в итальянскую оперу в Каире, куда они вместе отплыли. Почти у берега порта прибытия пароход потерпел крушение. Свою даму Митрович спас, но сам утонул. Путешественница явилась в Каир в мокром капоте и без гроша в кармане…

Таинственная жизнь этой женщины-легенды содержит много белых пятен. Известно, что, оставшись одна, Блаватская переехала в Штаты и в 1873 году получила американское гражданство. А в 1875-м вместе с полковником Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество. Его основной целью было «основание всемирного Братства, без различий вер, рас, происхождений».

Члены его давали обещание постоянно стремиться к самоусовершенствованию и к посильной духовной помощи своим ближним, а при возможности и материальной.

Блаватская преданно следовала этим целям в Америке, Индии, России, Англии (куда она вскоре перебралась). Для подкрепления начал Теософского общества, по воспоминаниям Витте, «она отправилась в Индию, где изучала все тайны этой страны. Вернувшись из этой сказочной страны, она приобрела много поклонников».

Блаватская свято верила в то, что для пробуждения духовных сил человек должен трудиться каждодневно: «События должны происходить внутри нас».

Её перу принадлежит талантливо написанная проза: феерические рассказы «В дебрях Индостана», приводившие в восторг многих современников-литераторов, в «Отечественных записках» печатались её стихи и многие другие произведения. Вот интересные фрагменты из её «Практического Сокровенного учения», связанные с деятельностью Теософского общества, автор называла их «указаниями для каждодневного пользования»:

Разве вы не согласны с мудрыми выводами Елены Блаватской?! Как просто и гениально она обнажает духовный мир человека и краткими фразами доходчиво выражает свои мудрые мысли.

…Умерла Елена Блаватская в Лондоне от сильной простуды: «Человек не может быть спасён никакой внешней силой – это вечный закон». Среди своих почитателей она пользовалась репутацией высшего, избранного для необычайных откровений существа.

Огромное духовное влияние она оказала на Циолковского и Эдисона, Скрябина и Чюрлениса, Рериха и Волошина, Ганди и Неру. «Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в тенетах догм и устремившемуся в тупик атеизма», - отзывался о своей великой приятельнице Рерих.

фото: newacropol.ru