passion.ru
Опубликовано 14 октября 2005, 00:00

Раскрепощенная пианистка (Эльфрида Елинек)

   Говорят, ее проза – не для всех. Это правда. Открыв «Пианистку», о которой столько говорили! – я лично была немного в шоке… А ей в 2003 году дали Нобелевскую премию. За «музыкальный слог в грубой эротике». Надо же, как здорово умеют выражаться члены Нобелевского комитета!
Раскрепощенная пианистка (Эльфрида Елинек)

© Эльфрида Елинек

   Говорят, ее проза – не для всех. Это правда. Открыв «Пианистку», о которой столько говорили! – я лично была немного в шоке… А ей в 2003 году дали Нобелевскую премию. За «музыкальный слог в грубой эротике». Надо же, как здорово умеют выражаться члены Нобелевского комитета!

Прилежная ученица монастырской школы.

Будущая скандально-известная писательница Эльфрида Елинек провела детство в привычной австрийской школе при монастыре. Нам, воспитанницам советских школ с пионерскими клятвами и комсомольскими субботниками, монастырская школа представляется неким скучно – суровым заведением. Где злые монахини, сдвинув бесцветные брови, преподают запуганным детям «сухую схоластику»… Но кто знает, какие страсти кипели там на самом деле?!

Во всяком случае, Эльфрида, как истинная представительница поколения послевоенных детей (она родилась в 1946 году) с детства несла в себе бунтарский дух. Это было нелегко – из ее воспоминаний можно узнать, что в детстве жестокая мать буквально «дрессировала» ее, желая превратить в «вундеркинда». Отец же, страдающий психическим расстройством, в воспитании дочери практического участия не принимал… Чем взрослее становилась Эльфрида, тем сильнее было ее желание получить свободу.

Пианистка

По настоянию матери юная анархистка терпеливо училась музыке. Настолько серьезно и терпеливо, что закончила Венскую консерваторию. Жить в городе вальсов и не быть пианисткой?! В университете выбрала специальность «Театр и история искусств», но это не помогло. Вместо углубленного изучения театрального искусства Эльфрида писала странные стихи и прозу, а еще детская жажда свободы и справедливости вылилась в активное участие в общественном движении. Ведь ее молодость – это легендарные 60-е!

Первое же публичное выступление на фестивале молодежной культуры в Инсбруке стало весьма символичным. С одной стороны, это был успех - она получила премии и за лирику и за прозу. С другой стороны – поражение: спонсоры фестиваля были возмущены тем, что поневоле помогли прославиться юной авторше "порнографических произведений".

Несмотря на успешность литературных трудов, Елинек не оставляла занятия музыкой. Музыка уже поселилась в ней самой, в ее душе, стала потребностью. В 1971 году Эльфрида даже получила диплом органиста в Венской консерватории. Орган всегда считался не обычным музыкальным инструментом, а «голосом души». Душа Эльфриды бунтовала.

Говорят, отражение чувств Эльфриды нашло свое место в ее главном произведении – романе «Пианистка». Главня героиня которого, Эрика, и вправду очень уж напоминает автора:

«Жизненное пространство Эрики составляет маленькая комната, в которой она вольна делать все, что захочет. Ее никто не ограничивает, ведь это ее комната. К владениям матери в этой квартире относится все остальное. Хозяйка в доме, которая обо всем заботится, держит под контролем каждый уголок, а Эрика только пожинает плоды домашнего труда, который выполняет мать. Эрика не знает тяжелой работы, руки пианистки надо беречь от домашней химии. В редкие минуты передышки особую заботу у матери вызывает ее многоликая собственность. Разве уследишь, где она находится? Куда она опять запропастилась, эта неугомонная собственность? В чьих домах, по чьим комнатам носится она, словно вихрь, одна или с кем-то на пару? Беспокойная как ртуть Эрика, это ускользающее из рук создание, может статься, куролесит в данную минуту невесть где и вытворяет невесть что».

«Невесть что» Эрика действительно вытворяет… Ее сексуальные отношения с мужчиной более чем странны и кажутся не очень здоровыми. Но, такова Елинек! Она говорит и делает то, на что другие не решаются. Например. В свое время она решила вступить… в компартию.

Коммунистка

В 20 лет вышел ее первый сборник стихов. А в 1972 году увидел свет первый роман - "Михаэль. Молодежная книга для инфантильного общества". Это был откровенно критический взгляд на современную культуру. «Она клеймит сонное австрийское общество, без разбора высмеивает его мифы и без жалости издевается над его комплексами» - восторженно отзывалась пресса о романах Елинек. Однако восторгались далеко не все…

Творчество бунтарки навсегда получило клеймо «порнография» и приличные люди считали дурным тоном читать «это».

Чувствуя себя в меньшинстве, Эльфрида решила присмотреться – а не поддержать ли ей австрийское политическое меньшинство? Так она стала членом компартии Австрии. И продержалась в ней почти до развала «старшего брата» - компартии СССР. В начале 90-х политика стала ей неинтересной. Тем более что ее творчество находило все больше и больше почитателей.

Инженер женских душ

Настоящая же известность пришла к Елинек в 1975 году, когда был опубликован ее дебютный роман "Любовницы", а в 1983 году вышла, пожалуй, самая известная ее книга - "Пианистка", которая принесла ей мировую славу. В центре произведений Эльфриды – почти всегда женские судьбы, изображенной ею со смелостью и откровенностью патологоанатома.

«Я полагаю, что мужчины страшатся власти и силы женщин. Сексуальная власть женщин анархична и неподавляема. Чтобы справиться с ней, по отношению к женщине применяют силу, чтобы сковать ее. Однако чем в большей степени власть женщины ограничивается вовне, тем губительнее и удушливее она воздействует вовнутрь…»

Но любопытство всегда сильнее страха: «грубую эротику» читали и мужчины, и женщины. Следующий роман писательницы: "Похоть", вышедший в 1989 году, вызвал настоящий скандал. Требующие запретить публикации книг Елинек достигли в своей непримиримой борьбе обратного эффекта: тираж книги побил все рекорды маленькой Австрии – 100 тыс.экземпляров, однако писательница оказалась в настоящей изоляции: в свете считалось дурным тоном общаться с ней. Однако смельчаки находились – особенно мужчины. Как ни странно, Эльфрида вышла замуж и получила статус:

«замужняя дама».

Ее мужем стал немецкий композитор. Любовь ли к музыке свела их, или революционные идеи кружка, который вместе посещали – неизвестно, она никогда не говорит о личной жизни в своих интервью. Хотя семейная жизнь у гениев обычно не задается, пока что они не в разводе. Правда, живут чаще порознь, чем вместе и как утверждают таблоиды, не видятся годами. Эльфриде это ничуть не мешает – похоже, даже наоборот – помогает. «Лишь в одиночестве можно творить» - и она творит.

В конце девяностых она продолжила шокировать публику. Это были романы "Дети мертвецов" (1995) и "Алчность" (1999). А затем обратилась к тому, чем ее учили в университете: к театру.

Драматург

Из Елинек тоже получился не слабый, и пьесы в стиле «грубая проза жизни» нашли свою публику. На лучших немецких сценах ставились "Клара Ш." (1982), "Вожделение, или Проезд открыт" (1986), "Облака. Дом" (1988), "Привал, или Этим все занимаются" (1994), "Спортивная пьеса" (1998), "Он как не он" (2000), "Смерть и девушка" (2003). А в 1998 году ее творчеству даже посвятили всю программу театрального фестиваля в Зальцбурге!

Но триумф ждал ее в другом месте.

Пальмовая ветвь – «Пианистке».

На Каннском фестивале 2001 года картина режиссера Михаэля Ханеке по романы Елинек "Пианистка" удостоилась трех наград: Изабель Юппер получила приз за лучшую женскую роль, Бенуа Мажимель - за лучшую мужскую, а постановщик был отмечен Большим призом жюри. Теперь «Пианистку» можно было не только читать, но и смотреть! Казалось бы, Эльфрида Елинек получила в своей творческой жизни все, что было можно. Но в 2003 году мир понял, что возврата к ханжеству нет и «порнографическая проза» имеет право на жизнь! Эльфрида Елинек стала лауреатом Нобелевской премии по литературе, окончательно убедив мир в своем праве изображать мир таким, каким она его видит.