passion.ru
Опубликовано 19 мая 2006, 00:05

Сердечные тайны короля. Окончание

   Часть II. Последняя любовь Короля-Солнца Соглашаясь на брак с Марией - Терезией, Людовик вполне определенно заявил матери, что его брачные оковы всегда будут увиты цветочными гирляндами. Он не покривил душой: череда сменяющихся фавориток больно ранила ни в чем не повинную королеву, а подданным давала немало тем для пересудов.
Сердечные тайны короля. Окончание

© Людовик XIV

   Часть II. Последняя любовь Короля-Солнца Соглашаясь на брак с Марией - Терезией, Людовик вполне определенно заявил матери, что его брачные оковы всегда будут увиты цветочными гирляндами. Он не покривил душой: череда сменяющихся фавориток больно ранила ни в чем не повинную королеву, а подданным давала немало тем для пересудов.

Манчини, поняв, что корона так никогда и не украсит ее прелестную головку, однако осталась верна своим убеждениям:

  • Сир, я буду принадлежать вам только в браке, - заявила гордая итальянка на их последнем свидании в Ла-Рошели.

Раздосадованный Людовик, который три часа пытался сломить сопротивление упрямицы, в конце концов не выдержал и раздраженно бросил: «Возможно, вы еще пожалеете об этом», - и навсегда покинул свою возлюбленную.

Но ложе его не осталось пустым. Английская принцесса Генриетта, которой с детства пророчили в мужья самого Людовика, пришлось смириться со сменой политических интересов и довольствоваться браком с младшим братом короля, Филиппом Орлеанским. Этот союз вряд ли можно назвать счастливым, но супруги вполне терпимо относились друг к другу, тем более что праздное безделье Генриетты часто чтил своим присутствием сам Людовик.

Однако счастье герцогини Орлеанской длилось не долго. Придирчивый взгляд короля очень быстро выделил из толпы придворных одну из фрейлин Генриетты, Луизу де Лавальер. По оценкам современников Луиза обладала добрым и нежным сердцем, а вот красавицей отнюдь не считалась. Она чуть прихрамывала и была немного рябовата, но голубые огромные глаза и волнистые белокурые волосы вполне позволяли смириться с этими ее недостатками. Король без памяти влюбился в отзывчивую девушку и в ответ получил столь же искреннее и горячее чувство.

По мнению Вольтера, это была единственная фаворитка короля, любившая его ради него самого, а не ради титула и щедрых подношений. Однако Людовик отнюдь не скупился, осыпая свою возлюбленную знаками своего расположения. В подаренном ей дворце Бирон он навещал Луизу в течение шести лет. За это время она родила ему четверых детей, из которых выжило только двое. Людовик узаконил их общих отпрысков, пожаловал де Лавальер герцогский титул и все реже стал появляться в покоях фаворитки.

Мадам де Монтеспан

Мадам де Монтеспан

Причиной этого невнимания стали пронзительные глаза мадам де Монтеспан. Со своей яркой красотой, острым умом и живым воображением она была полной противоположенностью томной и нежной Луизы. Расчетливая красавица на долгих шестнадцать лет пленила сердце короля. За это время Людовик не раз пытался разорвать эту связь, увлекался другими женщинами, но неизменно возвращался к прекрасной Атенаис.

В отличие от бескорыстной де Лавальер, мадам де Монтеспан вовсе не собиралась довольствоваться исключительно любовью короля. Она прекрасно знала чего хочет, и отнюдь не желала довольствоваться ролью очередного увлечения венценосного ловеласа. Ее честолюбивая душа жаждала власти и она получила ее, став воистину некоронованной королевой Франции. Отвергнутая Луиза не стала мешать новой фаворитке. Она удалилась в монастырь кармелиток, где приняла постриг и прожила до конца своих дней.

Мадам де Монтеспан, чувствуя свою власть над королем, ловко вмешивалась в государственные дела. Будучи женщиной просвещенной, она покровительствовала наукам и искусствам, и, конечно же, тщательно блюла собственные интересы. Близость к королю позволила ей многократно умножить свое состояние. Она родила Людовику семерых детей и хотя с годами чрезвычайно расплылась, сохранила былую свежесть лица и ясность синих глаз. Однако время ее фавора неукоснительно шло к концу. И вовсе не охладевшее чувство короля заботило Атенаис. Более всего она страшилась потерять влияние при дворе, ведь она так привыкла к власти и королевским почестям.

Чувствуя, что вот-вот взойдет звезда новой фаворитки, маркиза де Монтеспан решила взять этот процесс под свой контроль. С этой целью из Оверни доставили восхитительную молодую девушку, Анжелику де Скорай де Руссиль. Атенаис точно рассчитала, что прелестное юное личико, золотистые волосы и мечтательные серые глаза не оставят равнодушным искушенного в делах любви Людовика. А так как девушка была еще очень молода, неопытна и провинциально проста, маркиза надеялась, что управляя этой «милой куклой» сможет по-прежнему влиять на короля.

К сожалению, не искушенная в придворных интригах Анжелика не смогла разгадать уготованную ей ловушку. Все случилось именно так, как и задумала коварная фаворитка. Король не прошел мимо юной и по-детски трогательной красоты Анжелики, а та в свою очередь даже в мыслях не могла противиться воле своего короля. За кротость и смирение она получила апартаменты в Версале, экипаж, слуг, титул герцогини и имение Фонтанж. Поток даров на голову «провинциальной дурочки» буквально ошеломил маркизу. Она вовсе не рассчитывала, что король столь сильно привяжется к этой девчонке. Из предполагаемого орудия управления Анжелика превратилась в злейшего врага бывшей фаворитки, а с врагами прекрасная Атенаис умела расправляться. Дальнейшие действия мадам де Монтеспан осели в протоколах «Дела отравителей».

Франция XVII века - это время разгула ворожбы, черной магии и ядов. Каждая вторая смерть была вызвана преднамеренным отравлением. Картина, открывшаяся полиции после ряда арестов, была столь ошеломляюще ужасной, что король для борьбы с ворожбой и отравителями учредил специальный трибунал с чрезвычайными полномочиями, получивший название «Огненная палата». Деятельность этого трибунала привела к неожиданным результатам: в «Деле отравителей» оказался замешан практически весь двор Людовика XIV. Король не сделал поблажек ни для кого, много знатных особ оказалось на плахе или в изгнании.

Но когда дело коснулось Атенаис, воля короля дрогнула. Всего год назад его возлюбленная Анжелика, герцогиня де Фонтанж, внезапно заболела непонятным недугом и через некоторое время скончалась. Теперь перед королем лежали вполне определенные доказательства причины ее внезапной смерти как, впрочем, и многих других прегрешений мадам де Монтеспан. Король не спал всю ночь, а утром приказал упразднить «Огненную палату» и изъять все документы ее деятельности.

В полумраке рабочего кабинета состоялся его последний разговор с бывшей возлюбленной. О чем они говорили неизвестно, но по свидетельству свиты маркиза вышла из королевского кабинета постаревшей на несколько лет. Она проиграла, ей было предписано навсегда покинуть двор и Париж и более никогда не появляться перед взором короля.

В тихом провинциальном городке Бурбон - л Аршамбо она прожила еще одиннадцать лет. Людовика не тронули ни ее мольбы приехать на свадьбу дочери, ни известие о ее смерти. Любовь сменилась равнодушием и даже отвращением. Но через два года после ее кончины он собственноручно сжег все протоколы допросов «Огненной палаты». Он не любил уже эту женщину, но сделал все, чтобы спасти ее репутацию в глазах современников и потомков. К счастью для потомков, король не знал, что министр полиции Ла Рейни уже начал писать свои мемуары.

Мадам де Монтенон

Мадам де Монтенон

Еще до появления Анжелики де Фонтанж король уже начал симпатизировать Франсуазе д'Обинье. Она была гувернанткой его детей и вдовой поэта Скаррона. Мудрая и набожная женщина долгими беседами расположила к себе уже немного уставшего от блеска и роскоши короля. Он пожаловал ей поместье Монтенон и титул маркизы, но тут яркой звездой в его жизнь ворвалась красавица Анжелика. Этот скоротечный роман, однако, не вычеркнул из сердца Людовика строгий образ мадам де Монтенон.

Как только бедняжка Анжелика покинула сей бренный мир, король тут же возобновил общение с бывшей гувернанткой и постепенно полностью попал под ее влияние. Поздняя любовь короля была столь сильной, что после смерти королевы Марии - Терезии он тайно венчался с мадам де Монтенон, и благодаря ее усилиям на старости лет стал богобоязненным и благочестивым христианином. Франсуаза д'Обинье оказала огромное влияние на Людовика XIV и стала последней женщиной в жизни любвеобильного и неподражаемого Короля - Солнца.