passion.ru
Опубликовано 05 ноября 2004, 00:00

Женщина-Прометей (Элена Рубинштейн)

«Надо верить в себя».    Представьте себе женщину, которая постоянно работает, ее любимой поговоркой является фраза: «Ничто так не способствует красоте, как работа», и у которой было прозвище «женщина – смерч» – и перед вами будет портрет Элены Рубинштейн. В начале ХХ века она создала огромную индустрию красоты и моды, простиравшуюся от Америки до Австралии.
Женщина-Прометей (Элена Рубинштейн)

© Элена Рубинштейн

«Надо верить в себя».    Представьте себе женщину, которая постоянно работает, ее любимой поговоркой является фраза: «Ничто так не способствует красоте, как работа», и у которой было прозвище «женщина – смерч» – и перед вами будет портрет Элены Рубинштейн. В начале ХХ века она создала огромную индустрию красоты и моды, простиравшуюся от Америки до Австралии.

Ее жизненный путь напоминал полет метеора, сжигающего все на своем пути. Она, как тиран, старалась контролировать все до мелочей. Ее скупость была поистине фантастической: она урезала половину всех расходов, включая заработную плату; почти никогда не платила за себя в такси; зачастую покупала уцененную одежду; редко обедала в ресторанах, чаще ела на работе. В то же время, как это часто бывает в жизни, скупости противопоставлялась другая ее черта – стремление к потрясающей роскоши: она ежегодно совершала кругосветное путешествие, покупала дорогие картины и антиквариат, а также драгоценности и недвижимость.

Элена родилась в Кракове, в семье, где кроме нее, было еще восемь детей. Отец научил ее основам ведения бизнеса и строгой экономии, а также привил ей решительность и жесткость характера. Мама учила ее ухаживать за своим лицом, уделяя большое значение красоте. В восемнадцать лет непокорная Элен сбегает из консервативного дома и отправляется к кузине в Австралию. По тем временам, это был отчаянный шаг: без профессии, без денег, без знания языка, в чужой стране, но девушка была полна решительности и силы воли - качеств, которые всегда помогают в трудных обстоятельствах. Интуиция подсказала ей, что сухой, жаркий климат Австралии плохо влияет на кожу лица, и что изготовление и продажа кремов поможет ей обрести успех. Она одалживает у одной знакомой 1500 долларов и открывает свой магазинчик по продаже крема «Вале». Через некоторое время, благодаря ее огромной работоспособности, существовала уже сеть таких магазинов. В то же время, у ее успеха была и оборотная сторона: отдавая всю себя работе, она не оставляла времени на личную жизнь, тратить время на то, чтобы быть привлекательной для кого-то, она не хотела, также личной жизни мешали ее диктаторские замашки, в результате она оставалась одинокой.

Женщина-Прометей (Элена Рубинштейн)

Элена Рубинштейн никогда не останавливалась на достигнутом, этого ей казалось мало. Она решила покорить Лондон, что по тем временам было смелой попыткой. Но, рискнув, она открывает свой первый салон в Лондоне, а позже в Париже. На этот же период времени приходится ее замужество. Эдвард Титус, американец польского происхождения, интеллигентный, тонко чувствующий литературу, мужчина был очарован страстностью и неистовостью этой женщины. По своей натуре он был полной противоположностью Элен, но был полон решимости, и она не устояла, выйдя за него замуж. От него она родила двух сыновей – Роя и Горация. Но брак не изменил ее привычек: по-прежнему, лишь работа была для нее на первом месте. Позже она так скажет о себе: «… мое сердце всегда разрывалось между любимыми людьми и амбициями, которые не давали мне покоя». В этой битве победили ее амбиции.

Спасаясь от первой мировой войны, семья перебирается в Америку, и здесь кипучая энергия Элен находит себе применение, открывая новые салоны красоты. Производство кремов приняло масштабный характер, была создана уже целая индустрия по производству косметических средств, открыты салоны в Риме и Вене, и Рубинштейн стала не только богатой, но и известной женщиной. Но эта же империя погубила ее семейную жизнь: она уделяла катастрофически мало времени семье и мужу, в результате чего он начал ей изменять, и в 1930 году они разошлись. Постепенно у нее выработалось прагматичное отношение к мужчинам, и ее второй брак являлся ярким тому примером. В 1938 году она вышла замуж за принца Герелли, который был ее младше на двадцать лет. Этот брак был своего рода сделкой, поэтому и отношение Элен было соответствующим. Когда принц умер, Элен не поехала его хоронить. Дела вновь оказались важнее.

В бизнесе Элена Рубинштейн достигла вершин: вошла в десятку богатейших женщин мира, была уверенной в себе и властной, ее принцип был – «или по-моему, или никак», она была мастером саморекламы и своего дела, умело манипулировала людьми, она проворачивала потрясающие по своему масштабу финансовые комбинации, зарабатывала все больше и больше денег, но была ли она счастлива?

Женщина-Прометей (Элена Рубинштейн)

На посты директоров своих филиалов Элена ставила своих многочисленных сестер, но и к ним она относилась с жесткостью, контролируя до мелочей, и изнуряя работой. У нее выработалось потребительское отношение к людям: она не боялась обижать тех, кто не был, по ее мнению, ей полезен. У нее был конфликт с сыновьями, особенно с младшим Горацием, который не хотел жить в постоянном подчинении властной матери. В результате, трагедия не заставила себя долго ждать. Гораций попал в автокатастрофу, и вскоре умер. Элен не приехала из Парижа к нему на похороны. Возможно, сказалась давняя ссора, а, может быть, ее собственный страх перед смертью. У нее были любовники, но они, скорее, были игрушками в ее руках. Она избегала глубоких привязанностей.

Когда на 94 году ее жизни трое грабителей вломились в ее шикарную Нью-йоркскую квартиру, в которой было ценностей на три миллиона долларов, она не потеряла хладнокровие и хитростью смогла противостоять трем громилам. В результате они удрали с сотней долларов. Этот случай отлично демонстрирует силу ее личности. Элен Рубинштейн умерла в возрасте 95 лет, богатейшей, но одинокой, величественной, но несчастной. И кто знает, о чем она думала перед смертью, сидя в одиночестве в своей роскошной квартире?

Сальвадор Дали увековечил Элен в образе женщины-Прометея, прикованной к скале собственным зеленым платьем. И это было очень символично: «Что толку, если ты приобретешь весь мир, но душе своей навредишь»?