passion.ru
Опубликовано 29 марта 2006, 04:20

СЕДИНА В БОРОДУ?!

"Доктор, стыдно и смешно об этом рассказывать... Мужу сорок три года, дочь - невеста, свадьба через полтора месяца, того и гляди - дедушкой станет, а он - новую семью создавать! И к кому уходит? К двадцатисемилетней девушке, которая всего несколько месяцев как с мужем развелась. Так горит энтузиазмом, что уже начал воспитывать ее четырехлетнего сына. Просит меня "уважать его чувства". Все 22 года супружеской жизни был уравновешенный, а тут в него словно бес какой-то вселился. Может быть, у моего Михаила болезнь такая?"
СЕДИНА В БОРОДУ?!

© Кризис сорока лет

"Доктор, стыдно и смешно об этом рассказывать... Мужу сорок три года, дочь - невеста, свадьба через полтора месяца, того и гляди - дедушкой станет, а он - новую семью создавать! И к кому уходит? К двадцатисемилетней девушке, которая всего несколько месяцев как с мужем развелась. Так горит энтузиазмом, что уже начал воспитывать ее четырехлетнего сына. Просит меня "уважать его чувства". Все 22 года супружеской жизни был уравновешенный, а тут в него словно бес какой-то вселился. Может быть, у моего Михаила болезнь такая?"

Ситуацию комментирует кандидат медицинских наук, профессор Института психоанализа при МГУ им. М. В. Ломоносова, врач-психотерапевт Александр Полеев.

Болезнь это или не болезнь - об этом мы еще поговорим, но вот "в другую сторону" Михаил пошел вовсе не один. По данным английского психолога Джона Лестера, каждый пятый женатый англичанин между 43 и 50 годами оставил жену и вступил в новый брак. Каждый четвертый завел прочный роман и серьезно думал о создании новой семьи и каждый третий обзавелся длительной сексуальной связью. Интересно, что почти половина тех, кто между 43 и 50 годами оставил своих жен, на протяжении всей супружеской жизни были вернейшими мужьями и, подобно Михаилу, никогда не изменяли своим женам.

Очень похожие данные получили психологи Алекс Филдинг и Сьюзан Форвард в США и доктор Нойман в Германии. Даже в благополучной Швеции в этом возрасте семью оставил каждый шестой швед. Поразительно, что всего 35 лет назад этого явления практически не существовало. "Семилетием бунта женатых" назвал этот феномен мой американский коллега и друг сексолог Фрэнк Питтман.

Речь идет именно о семилетии, потому что как раз в эти годы - между 43 и 50 - случаются почти 90% всех разводов после сорока лет. Причем "бунт сорокатрехлетних" происходит не только в богатых и цивилизованных странах. В десяти крупнейших городах России мы наблюдаем точно такую же ситуацию. Крупнейшие психологи, много лет изучающие это явление, подчеркивают такую его особенность: подростковый кризис - при всей его случающейся тяжести - развивается и нарастает постепенно, "кризис сорокатрехлетних" возникает быстро и достигает своего максимума всего за месяц-два.

Беспокойство и интерес психотерапевтов вызывает бурный рост "бунта сорокатрехлетних": число "бунтующих" увеличивается на 2-3% в год. Английские специалисты убеждены, что при сохранении этой тенденции в 2010 году каждый третий житель Западной Европы этого возраста оставит прежнюю жену и создаст новый союз с подругой моложе его на 15 и более лет. Психологи утверждают, что мужчины Восточной Европы от англичан и немцев не отстанут. Европа будет наводнена одинокими женщинами "за сорок".

Они оставляют своих жен, с которыми прожили, как правило, двадцать долгих лет. Покидают детей-подростков или молодых людей и девушек, квартиры или дома, привычный уют и комфорт, нередко вынуждены расстаться и с привычным кругом друзей. Куда же они идут? Больше половины из них женятся на молодых - на 15-20 лет моложе их - женщинах, другие, впрочем, довольно немногочисленные, меняют одну партнершу за другой. Статистика показывает, что российские "бунтовщики" связывают свою жизнь с подругами более молодыми, чем "бунтовщики" английские, американские, немецкие и французские.

Что ищет он в стране далекой?

На протяжении последних двадцати лет психотерапевты глубоко и всесторонне изучили и изучают это загадочное и зачастую трагическое явление: "кризис двух третей жизни". И хотя существует мнение, что "бунт сорокатрехлетних" - не что иное, как мужской вариант климакса, реакция на серьезную гормональную перестройку, все же большинство ученых считает его явлением прежде всего психологическим. Страх - вот с чего начинается кризис. Страх, что впереди всего - и хорошего, и плохого - осталось очень мало.

Страх старости, слабости, беспомощности. Страх того, что в жизни уже не случится ничего нового и интересного, яркого и необычного, что впереди - пусть благополучное, обеспеченное, но довольно монотонное и главное - короткое! - существование. Многие мои клиенты признавались мне, что в какой-то момент они впервые остро осознавали, что конец активной жизни уже близок, до него каких-то 15 лет. И их охватывала буквально физическая дрожь, все тело покрывалось потом, возникала сильная тахикардия - настоящий фобический невроз.

А так уж мы с вами устроены, что не можем жить со страхами. Мы обязаны, вынуждены с ними бороться. Самый простой, доступный и эффективный способ борьбы с этой фобией - связать свою жизнь с молодой женщиной, создать самому себе иллюзию молодости, иллюзию того, что многое еще впереди. Некоторые из "кризисных", те, у кого страх окончания активной жизни особенно силен, вообще заводят с новой подругой ребенка, часто становясь одновременно отцом и дедушкой.

Эффективно ли лечение бегством?

Первые год-два жизни с новой подругой позволяют нашим "беглецам" полностью забыть свой страх - юная спутница создает иллюзию "вся жизнь впереди". Не только психотерапевты, но и кардиологи, психофизиологии и эндокринологи обнаруживают у этих мужчин поразительные, во многом даже сенсационные улучшения в состоянии психического и телесного здоровья.

В плане психики они оживлены, настроение у них приподнятое, о краткости отпущенной им активной жизни они больше не задумываются. Канадец Макги обнаружил у 100 изученных им "бунтарей" выраженное чувство превосходства над теми своими друзьями, кто не разрушил свои семьи; клиенты Макги полагали, что те тоже хотели бы так поступить, но им не хватило смелости.

Р. Бэйкер убедительно доказал, что в первые год-два жизни таких пар наши "беглецы" практически не болеют. Вот только с диабетом не может справиться любовный союз с молодой женщиной - здесь улучшения не происходит, и диабетики быстро возвращаются в семью.

Недолго музыка играла...

К сожалению, эмоциональный и физический подъем "бунтарей" длится лишь два-три года: если в первые годы на первый план выходит оздоравливающий, часто даже преображающий эффект близости с молодой женщиной, то через два-три года те же мужчины обнаруживают отчетливые симптомы физического и психического истощения: чувство усталости, слабости и разбитости, ощущение неудовлетворенности жизнью.

Исследователям они сообщают, что постоянное общение с молодой женой, ее друзьями и подругами утомляет их. Особенно подчеркивают они тот факт, что для восстановления сил им необходимо провести вечер дома, у телевизора или видео, тогда как жены тянут их в кино, театр и в гости, что им в таких количествах не под силу. Не под силу им и взятый ранее ритм интимной жизни.

Больше 60% браков и просто любовных союзов 43-50-летних мужчин с молодыми женщинами распадаются. "Беглецы", как правило, возвращаются в свои семьи либо живут одни, поддерживая самые тесные отношения с женой и детьми. Но вот что удивительно: психологические исследования свидетельствуют, что страх перед старостью, окончанием активного жизненного пути исчезает, испаряется, как будто его и не было вовсе. Радости и заботы нового союза помогают личности проделать эту психическую работу с минимальной болезненностью. Бегство к новой женщине спасает наших пациентов от "депрессии принятия".

Пейзаж после битвы

Психологи в разных странах Европы и США изучили отношение нескольких сот "бунтарей" к тому, что они "натворили" через 10-12 лет после их расставания с семьей. Во всех случаях отношение оказалось двойственным. С одной стороны, почти все они сожалеют о содеянном, раскаиваются, что нанесли жене слишком тяжелую травму. Свое состояние в тот период они считают каким-то "болезненным". С другой, несмотря на все потери, они считают, что в тот момент для них не было другого выхода.

Современные методы психотерапии позволяют преодолеть "кризис двух третей жизни" меньшей кровью. А отношения с молодыми женщинами в этом возрасте хорошо бы ограничить ярким романом: от невроза спасает, но семью не разрушает.Правда.Ru

Завтра