11 декабря в 23:40 на Первом

Рассказывает автор фильма Владимир Познер.

О съемках

В 2016 году исполнилось 400 лет со дня смерти Шекспира. Вместе со съемочной группой мы сделали фильм о Шекспире. Но не о Шекспире вообще, поскольку это была бы гигантская задача. А о том, как Шекспир относился к власти и к властелинам. Поэтому такое название — «Шекспир. Предупреждение королям...». Это документальный фильм, но с элементами художественного. В фильме есть актеры, которые играют небольшие фрагменты из произведений Шекспира. Но все-таки я бы сказал, что это документальный фильм, посвященный Шекспиру. Мы снимали в Лондоне, где жил и играл Шекспир, а также в Стратфорде-апон-Эйвоне, где он родился и где он умер.

Среди актеров, у которых мы брали интервью, например, Кейт Бланшетт, Джозеф Файнс и его старший брат Ральф Файнс. Актеры, которые задействованы в фильме, играют небольшие фрагменты пьес Шескпира. Это не мировые знаменитости, просто очень хорошие английские актеры.

О том, почему Шекспиру не отрубили голову

Я бы не назвал себя знатоком Шекспира. Скорее я человек, который любит Шекспира и неплохо его знает. Я не являюсь шекспироведом, но знаю довольно хорошо его творчество, причем не только пьесы, но и сонеты, которые я очень люблю.

Снимая такой фильм, нужно очень глубоко влезть в биографию Шекспира, в его произведения. Я, например, выяснил, что Шекспир довольно часто брал уже написанные пьесы и потом просто видоизменял их, переписывал, оставляя нетронутым сам сюжет. Еще я выяснил для себя, насколько он умело критиковал власть во время, когда это было чрезвычайно опасно. В конце XVI века была абсолютистская власть и ничего не стоило отрубить голову актеру, выступавшему с критикой. Тем более что актеры не считались сколько-нибудь важными персонами. И Шекспир ходил по очень тонкому льду, тем не менее он сумел высказать все, что хотел. А его современники не сумели. Кристофер Марло — замечательный поэт и драматург — был убит. Другой великий драматург Бен Джонсон трижды был отправлен в тюрьму. Было очень опасно. Это и сегодня опасно, но тогда был риск остаться без головы. И Шекспир необыкновенно умело это обходил. Он никогда не писал прямо о сегодняшнем дне. У него все пьесы о прошлом. Другое дело, что читаются они абсолютно как о настоящем.

Ни одно действующее лицо его пьес не является действующим лицом своего времени. Всегда это о ком-то, кто существовал на 100 или 150 лет раньше... А когда кто-то из героев вроде шута в «Короле Лире» говорит невероятно оскорбительные вещи в адрес короля, то ему это сходит с рук, потому что это говорит шут. Потому что к шуту относиться серьезно нельзя. То есть Шекспир находил удивительные приемы, чтобы сказать все, что хочет, но при этом остаться в живых.

О великом и скромном гении

И еще, что меня удивило, когда я работал над фильмом. Шекспир никогда не считал себя великим. В отличие от Пушкина, он не написал ничего похожего на «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...». Более того, он считал, что его пьесы, если и переживут его, то, может быть, лет на 30, не более того. Он не говорил о себе: «Ай да Шекспир! Ай да молодец!». В этом смысле он был чрезвычайно скромным человеком, хотя, наверное, в литературе это величайший гений, с ним вряд ли кто может сравниться. А вот такое очень спокойное отношение к себе у него было.

О предупреждениям властелинам

На мой взгляд, это обеднит Шекспира, если я выделю какое-то одно его предупреждение королям. То, как он показывает власть, к чему ведет жажда власти, каким становится человек, когда становится властелином... Такие страшные вещи, как убийство, боязнь конкурента, которая приводит к преступлениям, потеря умения владеть собой, что тоже приводит к катастрофе... И, конечно, он говорит об ответственности власти.

Очень много пьес, где об этом говорит Шекспир. Будь то «Король Лир» или «Макбет», или «Генрих V», или «Ричард III»... Это лейтмотив многих пьес Шекспира — остерегайся власти, бойся власти, не стремись к власти! Нельзя тут выделить что-то одно.