passion.ru
Опубликовано 14 июля 2010, 01:42

Анна Матари и Дмитрий Тихонов о романе «Разрыв»

  Анна, поделитесь, пожалуйста, как и где начинался путь будущего писателя? Анна: Я родилась в Белоруссии, выросла в Архангельской области, в городе Северодвинск. В 1999 году году приехала в Москву поступать в МИСиС на факультет «Информатики и экономики». А после окончания института начала работать по специальности здесь, в Москве.
Анна Матари и Дмитрий Тихонов о романе «Разрыв»

© Анна Матари и Дмитрий Тихонов

  Анна, поделитесь, пожалуйста, как и где начинался путь будущего писателя? Анна: Я родилась в Белоруссии, выросла в Архангельской области, в городе Северодвинск. В 1999 году году приехала в Москву поступать в МИСиС на факультет «Информатики и экономики». А после окончания института начала работать по специальности здесь, в Москве.

Почему именно МИСиС и именно такая специальность – на месте сориентировались, в Москве?

Анна: На самом деле, все достаточно просто. Нужно было сдавать 2 экзамена: математику (а я училась в математическом классе в очень сильном лицее) и русский язык, с которым всегда была в хороших отношениях. К экзаменам не готовилась – подумала, не сдам, так на следующий год буду поступать на журфак МГУ. Родители профессию журналиста не приветствовали, но тут уже выбора не оставалось бы. Но оказалось – поступила, сказался сильный школьный уровень и прилежная учеба.

Профессия себя оправдала? Не разочарованы?

Анна: Так получилось, что будущую профессию выбрали мне родители. По принципу того, что нужно заниматься чем-то полезным, понятным и, главное, денежным. С этой точки зрения проблем с карьерой нет - я состоялась и как эксперт, и как профессионал.
Но с самого детства я мечтала быть писателем – когда училась в школе, написала около десятка романов. Однако родители посчитали это занятие непрактичным - "Писатели денег не зарабатывают".

10 романов? Когда ж надо было начинать писать?

Первый раз я «взялась за перо» в 10 лет. Тогда еще компьютеры не были так распространены – писала в толстых ученических тетрадках, а потом давала читать свои романы одноклассникам.

Я в детстве была достаточно замкнутой, не было каких-то серьезных увлечений, вся моя жизнь того времени была сосредоточена вокруг книг – либо читала, либо писала. Наверное, с тех пор я думаю, что у кошек 9 жизней, а у писателя – столько, сколько героев он создал. С каждым героем любого своего романа я словно проживала другую жизнь. 

Дмитрий, а у Вас как и когда с писательством роман завязался?

Дмитрий Тихонов

Дмитрий Тихонов

Дмитрий: Начну с того, что я родился в Москве. Учился в разных школах – мы с родителями несколько раз переезжали в поисках лучшего места. За это время я сменил 5 школ. На протяжение школьных лет немного, а иногда и много увлекался поэзией, писал стихи. На тот момент с прозой отношения не складывались. Зато выпускал самодельные сборники стихов, распространял их среди одноклассников. Когда поступил в Московский Институт Радиотехники, Электроники и Автоматики на факультет «Кибернетики» где была, с одной стороны, тяга к каким-то творческим занятиям, а с другой – присутствовали технические навыки, переключился на прозу, писал для узкого круга друзей и знакомых. В основном – юмористические рассказы. На что-то большее в то время не хватало ни времени, ни сил, ни желания. Учеба в институте совпала с концом 80-х, началом 90-х годов – Перестройкой, поэтому не понимал, к чему приведет учеба и чем мне потом заниматься. После окончания института, поработав пару лет в разных организациях, я принял решение учиться дальше, по экономической специальности.

Окончил Школу Международного Бизнеса и, получив степень MBA, стал работать в направлении маркетинга. В итоге получилось так, что с одной стороны было техническое и компьютерное образование, с другой – экономическое, а еще в голове сидела тяга к творчеству. Работать я пошел уже по двум специальностям сразу: в данный момент я занимаюсь проектами в области информационных технологий и экономики – в общей сложности уже более 10 лет.

Последние несколько лет тяга к написанию рассказов переросла во что-то более серьезное – мы с моей коллегой Анной в соавторстве написали большое серьезное произведение, на которое до этого момента не хватало ни сил, ни смелости...

И как произошло Ваше знакомство, если это не секрет?

Дмитрий: Все просто. Анна пришла устраиваться к нам в компанию на работу - это было в 2003 году.

А как вы разглядели в друг друге соавторов и сошлись на писательской почве?

Дмитрий: У нас работе достаточно тесный коллектив - организация небольшая и не просто какое-то формальное образование, а команда. А в команде все взаимодействуют достаточно тесно. У нас не только общая работа, но и очень много общих устремлений, мы друг друга хорошо понимаем. Естественно, обмениваемся впечатлениями, идеями – кто чем занимается, кто чем увлекается. С Анной как раз сошлись на почве литературы, показывали друг другу какие-то уже написанные произведения, что-то обсуждали. И родилась такая идея, сначала – на спор: пусть каждый возьмет героя и напишет определенные зарисовки к нему. Я написал про Олега, а Анна взялась за Асю. Писали достаточно долго, показывали друг другу какие-то отдельные моменты. В итоге решили эти зарисовки объединить и постараться интегрировать в один большой роман.

Сколько времени у Вас ушло на создание полноценного произведения: от и до?

Анна: Два года, даже чуть больше.

Дмитрий: Два-два с половиной года в общей сложности. Первый год ушел на наброски, а следующий год мы доводили их до связанного между собой полноценного произведения. Еще полгода примерно потратили на то, чтобы отладить все части, довести роман до состояния единого и целостного организма.

Давайте обратимся теперь непосредственно к роману: откуда, например, возникли образы главных героев – Олега и Аси?

Дмитрий: Сейчас, на самом деле, уже сложно вспомнить, какие были мысли на эту тему. Но мы определенно обсуждали, как разные авторы создают характеры своих героев, и из этих разговоров вышло то, как каждый из нас может описать своего героя и наделить его определенными чертами характера.

Есть ли у них прототипы? Возможно, образы отчасти списаны с вас или ваших друзей, близких?

Анна: Ася, скорее - это собирательный образ. Ася как характер «начиналась» у меня лично с практик, с увлечения йогой. Мне интересно, как работает интуиция, как работают духовные практики - отсюда восточная тема, шаманы, интуиция. С другой стороны, я, ввиду своего образования и рода деятельности, знаю, как строится бизнес, как порой нелегко работать в мире, где главная ценность - деньги. И на примере своей героини я хотела объединить эти два мира - восточной духовности и западной практичности.

Ваша героиня получилась искренней и нециничной, что большая редкость в наше время...

Анна: Наверное, потому что я сама так живу. Каждый день – это борьба, каждый новый год – новый характер и новые достижения. Мне искренне нравятся люди, я считаю, что у каждого человека есть свои таланты, достойные уважения и признания.

Дмитрий, а вот Ваш герой – Олег, по всем показателям просто «кумир нашего времени», согласны?

Дмитрий: Мой герой – такой же сложный собирательный образ, хотя, конечно, присутствуют в нем и какие-то мои черты.

Какие же?

Дмитрий: Романтичность, например, склонность к размышлению и самокопанию. Естественно, многие увлечения Олега: музыка, танго... А то, что он такой циничный и двуличный – в какой-то мере я планировал и писал этого героя как немного сатирический образ. Мне всегда очень нравились и нравятся до сих пор авторы и произведения с долей  сатиры – их интереснее читать, и они отражают ход времени через призму юмора.

Если рассуждать о жанре романа, каков он в Вашем представлении?

Анна: Для себя мы охарактеризовали «Разрыв» как социальную драму.

Дмитрий: А еще придумали специальный термин – «биполярная литература». Два автора – мужчина и женщина, и два разных героя, у каждого – свое мировоззрение, свои идеалы, свои привычки, свой характер. Название книги отражает разницу мужского и женского восприятия: даже когда мужчина и женщина говорят друг другу «люблю тебя», каждый из них вкладывает в это понятие разный смысл и разные эмоции.

В таком случае, кто Ваш читатель, или каким Вы бы хотели его видеть?

Дмитрий: Я думаю, это те люди, которым близки темы нашего романа и которым приходится встречаться с ними в жизни: бизнес и все, что с этим связано, и, в то же время, человеческие отношения: семья, любовь, дружба. Ну, а если углубляться, то это люди думающие, задающие вопросы, размышляющие.

У нас в книге достаточное внимание отводится отношениям и всем темам, которые с этим связаны. Самую первую версию романа мы давали читать знакомым и незнакомым людям и выяснили такую особенность: многие, кто читал нашу книгу, побывали или находятся в таких же ситуациях. Наш читатель, как и наши герои, сталкивается или сталкивался с проблемами выбора, сохранения семья, измены.

Какие ключевые темы Вы бы могли определить в романе?

Анна:** **Помимо основной темы – отношений между людьми, у нас много сюжетных линий, связанных с рекламным бизнесом, и в частности социальной рекламы.

Дмитрий: Реклама - это такой вид бизнеса, с которым каждый из нас соприкасается каждый день, а иногда и несколько раз в день. Именно поэтому о нем можно писать много и часто.

Помимо линии бизнеса через весь роман проходит тема «раздвоения личности». Она тоже не нова – мы специально делали отсылку читателю к теме «Бойцовского клуба». Если пройти по этой сюжетной линии, то выяснится, что раздвоения личности у Олега нет. Он старается загнать самого себя и других героев в эту иллюзию. Именно такого раздвоения личности, когда отдельно – один человек, отдельно – другой, нет. Тем не менее, разрыв внутри героя существует. Разрыв между тем, что можно, и тем, что нельзя. Между тем, что хочется, и тем, что есть на самом деле. В общем-то, такой разрыв или раздвоение на самом деле одна из особенностей нашего современного мира. В нашем обществе каждый человек очень сильно ограничен. Это не может не вызывать «раздвоения».

Насколько «трудно» Вам далось написание «Разрыва»? Были ли разногласия или, наоборот, позитивные моменты в процессе работы?

Дмитрий: Многое пришлось переделывать. Из первоначального текста книги мы оставили один отрывок – все остальное было переписано.

Анна: На мой взгляд, у нас сложился прекрасный творческий союз, синергия. Были, конечно, и мелкие конфликты – я, например, очень хорошо помню, как Дмитрий ругался после моего предложения в 10 раз переделать сцену в аэропорту. Но ничего, в итоге все получилось.

Чтобы было сложнее: начать или закончить?

Дмитрий: Очень сложно было закончить, остановиться в постоянном переделывании книги. На самом деле, мы понимаем, что даже уже опубликованное произведение можно и нужно переделывать и улучшать – многие авторы так и делают. Тем не менее, есть некая точка, когда нужно сказать себе «Стоп!».

В чем Вы искали вдохновение, что помогало Вам в работе?

Анна: Меня вдохновляла идея воплотить свою детскую мечту в реальность. А больше всего мне, пожалуй, помогал Дмитрий – за это я очень благодарна своему соавтору. Порой жизненно необходимо было обсудить с кем-то идеи, а иногда и просто посмеяться над придуманными сюжетными поворотами.

Дмитрий: Согласен с Анной. А еще мы оба достаточно сильно выросли за время написания романа как авторы.

Анна Матари

Анна Матари

Давайте теперь поговорим о Вас: Анна, откуда возникло такое преданное увлечение йогой?

Анна: Я занимаюсь кундалини-йогой (одна из традиций йоги) уже более 2-х лет. Это считается практикой, приносящей быстрые результаты.
Очень часто в йогу приходят люди с духовным кризисом. Так случилось и со мной.

Что еще, кроме восточных практик, Вам близко по духу?

Анна: Долгое время занималась танцами. Кроме этого, одно из серьезных увлечений – психология. Все, что связано с людьми, характерами, душой. Некоторое время назад училась на психологическом факультете, но пришлось уйти из-за нехватки времени.
Самая большая ценность для меня – это люди и отношения, партнерские отношения, близкие друзья.
Вообще, меня привлекает все, что связано с развитием личности, человека – «за спиной» огромное количество тренингов, книг, личной психологической работы. Я очень благодарна своим родителям за то, что они научили меня думать, находить нестандартные решения, использовать в жизни креативный, творческий подход.

Что касается литературы, «пылко влюблена» в двух авторов: Набокова и Павича. К ним испытываю безмерное детское восхищение - за язык, за необычность восприятия, за психологизм.

Очень люблю кино, хочу в будущем поучаствовать в создании хорошего фильма. Восхищаюсь азиатским кинематографом - китайским, корейским, японским, и считаю Энга Ли и Вонг Кар Вая гениями. Люблю их за умение показывать чувства без слов, целую гамму любви, ненависти, растерянности кадром в две секунды. Вообще, предпочитаю психологическое кино, про отношения, мужчин и женщин, или фильмы про необычных людей, вроде «Амели». Мой любимый фильм – «Вечное сияние чистого разума» с Джимом Керри, он как раз о ценности отношений.

Еще люблю путешествовать: экзотические страны, тепло, море. После написания книги появилось огромное желание побывать в Аргентине – Дмитрий вдохновил своими рассказами. Хочу обязательно побывать в горах – в Непале или Тибете – там, говорят, совершенно особенное пространство для медитации.

А у Вас как, Дмитрий?

Дмитрий: В первую очередь, для меня вдохновляющим моментом по жизни явлется возможность побывать наедине с самим собой – что случается достаточно редко. В такие моменты можно спросить о чем-то самого себя, о чем-то подумать, ведь в обычной жизни на себя остается гораздо меньше времени.

Если говорить об увлечениях и отдыхе, то в литературе мне всегда нравились авторы, пищущие с долей юмора: Марк Твен, Ильф и Петров. Что касается кино, то я плохо воспринимаю авторские, серьезные фильмы, хотя я понимаю и люблю некоторых режиссеров данного жанра. Я считаю, что в кино, как и в литературе, большую ценность имют произведения, которые можно пересматривать и перечитывать по многу раз. Я как-то подсчитал (а это было лет 15 назад), что книгу «Золотой теленок» я перечитывал 14 раз к этому моменту. Точно так же и с фильмами. Есть такие, которые хочется смотреть снова и снова. Я люблю игровое кино, кино с юмором. Фильм «Назад в будущее» смотрел десятки раз. Я считаю, что человек, который может, с одной стороны, показать серьезные вещи, а с другой – не погружать зрителей в тяжелые раздумья – достоин апплодисментов.

К тому же, я до сих пор увлекаюсь восточными практиками, правда, не так глубоко, как Анна. Одно время (лет 10 назад) я увлекался китайской каллиграфией, занимался цигун, посещал чайные церемении – т.е. вел жизнь типичного китайца.

Но все же больше всего ценю моменты, когда можно оторваться от города и повседневных дел. В последнее время занимаюсь страйкболом, частенько выезжаю пострелять с компанией знакомых за город – для меня это отличная возможность подышать свежим воздухом и отдохнуть.