В пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения Церковь празднует еще одно весьма важное событие. Пятидесятница или праздник Святой Троицы - воспоминание о ипостасном явлении Святаго Духа, рождении Христианской Церкви.

   В пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения Церковь празднует еще одно весьма важное событие. Пятидесятница или праздник Святой Троицы - воспоминание о ипостасном явлении Святаго Духа, рождении Христианской Церкви.

Вот как описывает сошествие Святого Духа на учеников Иисуса евангелист Лука в самом начале книги "Деяния святых апостолов": "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян.2:1-4).

После Воскресения Спасителя апостолы не спешили выполнять свое предназначение - быть проповедниками учения Христова. Некоторые из них предпочли возвратиться к своему прежнему рыбацкому ремеслу, так что Воскресший Христос на протяжении сорока дней до самого Своего вознесения на небо являлся им, подтверждая достоверность Воскресения.

Сошествие Святого Духа совершенно преображает учеников. Робкие, нерешительные, не умудренные науками рыбаки превращаются в мужественных проповедников Слова Божия и, вооруженные чудесно обретенным знанием языков, отправляются на проповедь, создавая христианские общины в крупнейших городах Римской Империи, доходя до пределов Скифии, Индии, Эфиопии.

Сошествие Святого Духа создает Церковь. Бог, являясь в Третьей Своей Ипостаси, уже никогда не оставляет мира, присутствует в нем в ипостаси Духа, всегда действующей в Церкви.

Безусловно, Святой Дух не бездействовал и в ветхозаветные времена. Он звучал в устах великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, побуждая избранный народ оставить заблуждения и вспомнить о своей богоизбранности. Дух Божий водил рукой Моисея, Давида, Соломона, других авторов библейских книг, признанных Церковью боговдохновенными.

В Пятидесятницу Святой Дух является ипостасно в полноте Своего Божественного Бытия, является для того, чтобы никогда уже не покинуть мир, создавая новую реальность - Церковь Христову, сущностно соединяющую Небо и землю, Бога и человека.

Церковь, подобно Господу Иисусу Христу, имеет двойственную, богочеловеческую природу. Со стороны внешней - это общество единомышленников, объединенных общей верой в Господа Иисуса Христа и общей целью спасения и обретения Вечной Жизни в Царстве Небесном. С этой внешней точки зрения Церковь ничем, по существу, не отличается от политической партии или какого-то клуба. Но сама Церковь понимает себя как Таинство, объединяющее и преображающее верующих в Господа Иисуса Христа не только общими устремлениями, но самим Богом, всегда присутствующим в Церкви в Третьей Своей Ипостаси.

Церковь, по самому определению своему, всегда едина, как един и единственен Бог, созидающий ее ипостасью Святого Духа. Поэтому все сообщества, оторвавшиеся от единой Церкви, будь то римо-католики или современные протестантские секты, остаются вне ее границ, а стало быть, и вне полноты Божественной благодати.

Церковь - свята, то есть неотмирна. Существуя на земле, она укоренена в Боге и полностью осуществляется в Царстве Небесном в единении с прославленными Богом святыми. Смысл святости Церкви открывается в архиерейской молитве, которая читается при поставлении священнослужителей и начинается словами: "Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая исполняющая...". Церковь занимает локальную область в мире, пораженном грехом. Верующий человек, живет не исключительно в Церкви, но и в миру, где подвергается искушениям, грешит и неизбежно теряет полученную благодать. Но Дух Святой никогда не покидает Церкви. И возвращаясь в свое истинное Отечество, кающийся грешник восполняет потерянное за счет всегда присутствующей в Церкви врачующей и очищающей благодати Духа.

Пятидесятницу на Руси предпочитают называть праздником Троицы. Единосущие Отца, Сына и Святого Духа проявляется в Церкви как соборность. Соборное, то есть основанное на духовной свободе и любви, устроение Церкви для русского человека всегда было идеалом общественного устройства. Многочисленные храмы, освященные в честь Пресвятой Троицы, были священным напоминанием об этом идеале. Вольский Троицкий собор, заложенный в 1793 году, построенный на средства горожан, был таким символом соборного устроения всех сословий, залогом мирного и согласного течения жизни.

Этот символ не умирал и тогда, когда на месте поруганной и разрушенной в 30-е годы святыни возвышался бездушный истукан, призывавший пролетариев к объединению во имя царства земного.

И этот символ становится особенно необходимым в наше безумное время непрерывных потрясений, когда кроме как на Господа нам уже надеяться не на кого...

Священник Михаил Воробьев

Православная вера

Популярное
Group