Она обычно самая трудная. Очень часто неудачи ребенка в учебе учителя и родители объясняют несобранностью, неорганизованностью, ленью и массой весенних соблазнов “улицы”. Однако замечено и другое: как только наступает весна, дети начинают болеть. Сильнее обычного устают в школе, все время вялые, полусонные какие-то. Врачи называют это состояние “весенней усталостью” организма. Оно связано прежде всего с недостатком аскорбиновой кислоты, одного из основных веществ, повышающих иммунитет. Ну, а то, что физическое здоровье является важным в общем комплексе причин, вызывающих трудности в учебе, никому, наверное, доказывать не нужно.

Она обычно самая трудная. Очень часто неудачи ребенка в учебе учителя и родители объясняют несобранностью, неорганизованностью, ленью и массой весенних соблазнов “улицы”. Однако замечено и другое: как только наступает весна, дети начинают болеть. Сильнее обычного устают в школе, все время вялые, полусонные какие-то. Врачи называют это состояние “весенней усталостью” организма. Оно связано прежде всего с недостатком аскорбиновой кислоты, одного из основных веществ, повышающих иммунитет. Ну, а то, что физическое здоровье является важным в общем комплексе причин, вызывающих трудности в учебе, никому, наверное, доказывать не нужно.

Прежде всего позаботьтесь о достаточном количестве аскорбиновой кислоты. Если есть возможность, дайте детям апельсиновый или грейпфрутовый сок натощак, немного разбавив водой, чтобы не раздражать слизистую желудка. Хорошо бы в течение дня почаще есть лимоны. Они полезны в любом виде — с чаем, в виде сока. Можно мелко нарезать очищенный от цедры лимон (цедра раздражает желудок), посыпать сахаром, положить в баночку, поставить в холодильник и несколько раз в день есть на десерт после еды. Кстати, детям это кажется лакомством, и они с удовольствием поглощают “живые” витамины.

Последняя четверть

Однако у некоторых детей на цитрусовые аллергия, и им эти советы не годятся. Не беда, витамина С очень много в квашеной капусте, даже больше, чем в апельсинах. Главное, чтобы он ежедневно поступал в организм (ведь витамином С невозможно запастись впрок), и тогда неизбежные весенние простуды если и не сойдут на нет, то по крайней мере будут более редкими и легкими. А ведь даже легкие простуды сказываются на общем тонусе – как психическом, так и физическом. У детей уменьшается активность, работоспособность, они не справляются с нагрузками.

В это время детям не хватает и остальных витаминов, например, группы В, регулирующих деятельность мозга и нервной системы; ретинола, влияющего на зрение; витамина Д, улучшающего рост костей. Все эти “дефициты” не могут пройти бесследно для организма. Поэтому необходимо ему помочь. В марте-апреле желательно попить поливитаминные комплексы, обязательно те, которые содержат микроэлементы.

Детям хорошо по утрам натощак давать столовую ложку такой смеси: свекольный и морковный сок смешать с соком алоэ и медом, можно добавить еще немного, как ни странно, кагора. Такая витаминная смесь содержит много микроэлементов. Она создаст в организме депо молибдена, кобальта, марганца, каротина. Мед — также хороший иммуномодулятор. В результате поднимется уровень гемоглобина в крови, улучшится аппетит, укрепятся защитные силы организма.

Последняя четверть

Кроме нехватки витаминов, весенняя усталость провоцируется еще и долгим отсутствием солнечного света. Этим вызывается сезонная депрессия. Обычно начало весны не балует нас солнечной погодой, поэтому поспешите воспользоваться самыми погожими деньками для прогулки с детьми за городом, где промышленный и транспортный смог не задерживает дефицитный ультрафиолет. Весной целесообразно также пораньше укладывать детей спать, поскольку сон — лучшее лекарство от истощения нервной системы.

Постарайтесь найти возможность заглянуть к офтальмологу. Даже если полгода назад на профосмотре у вашего ребенка диагностировали твердую “единицу”, за это время – зимнее, темное, напряженное – его зрение могло сильно ухудшиться. Ухудшение зрения — одна из наиболее вероятных скрытых проблем со здоровьем (о которых порой не подозревают ни учителя, ни родители), приводящих к отставанию в обучении. Сам ребенок часто стесняется сказать о своей проблеме.

Не секрет, что к весне учеба порядком надоедает ребенку, и он не просто начинает мечтать о каникулах, но и постепенно переключает на них все свое внимание, становясь равнодушным к окончанию и итогам учебного года. Попробуйте превратить в игру сам процесс обучения и этим удержать интерес ребенка.

Не отказывайтесь в конце учебного года от новой школьной покупки взамен износившейся (мы поступаем обычно наоборот: доходит, дескать, и так, а к сентябрю купим) – новенький яркий рюкзачок, “крутые” кроссовки, калькулятор и прочие школьные “прибамбасы”. На восемьдесят процентов именно эти обновки делают начало учебного года желанным. Этот же трюк эффективен для того, чтобы подстегнуть вашего обленившегося школьника на последнем этапе.

Последняя четверть

А чтобы и сам процесс стал более привлекательным, превратите учебу в игру, сделав недели последней четверти этапами большого соревнования (раундами, таймами и сетами), а отметки – призовыми очками. Вводите звания чемпионов, промежуточные подиумы победителей и переходящие призы (вроде дежурного плейера или роликов). Пообещайте в случае набора определенного количества “очков” (то есть желаемого вами уровня годовых оценок) грандиозный приз. Не бойтесь непедагогичности этого метода. Для того, чтобы последние недели не поставили крест на целом годе изнуряющей учебы, все средства хороши, кроме принуждения, наказаний и угроз.

Если же в поведении ребенка налицо определенные психологические особенности — игры в сторону: он находится на грани стресса, и требуется срочная консультация врача. Вот типичные проявления невроза:

раздражительность, слезливость;
частые перепады настроения (от неуправляемой активности к слезам и полной апатии);
отсутствие внимания (ребенок все время переспрашивает: “А? Что?”);
нарушения сна (он долго не может заснуть с вечера или просыпается и подолгу ворочается ночью; постоянно не высыпается, хотя спит крепко);
ребенок находится в непрерывном движении: качает ногой, теребит волосы, его беспокоят различные тики;
проявления агрессии (ломает игрушки, портит школьную мебель, часто дерется со сверстниками).

Что поможет избежать перегрузки в последние недели учебы:

Последняя четверть
правильный режим (девятичасовой сон, время для игры, своих дел, прогулок);
выбор дополнительных занятий по желанию самого ребенка (возможен временный отказ от посещения кружков, секций и т.п., а также некоторое временное послабление в домашних обязанностях);
спокойная, уравновешенная атмосфера в семье;
доверительные отношения с родителями (интересуйтесь его здоровьем, побалуйте любимыми лакомствами, предложите самому составить программу развлечений на летние каникулы);
право ребенка сказать: “Я больше не могу”. В конце концов, лишние пара баллов в проходном классе не стоят нервного срыва, посаженного зрения и отвращения к учебе на всю оставшуюся жизнь.

Ольга МИХАЙЛОВА, детский психолог