“Беречь, как зеницу ока”, - говорим мы о чем-то очень ценном. А так ли уж бережем мы саму “зеницу” — бесценный дар природы и самое главное наше средство мироощущения? Вот начался учебный год, и в кабинеты детских офтальмологов потянулись очереди мам, спешащих “обрядить” своих школьников в очки с новыми “диоптриями”.

“Беречь, как зеницу ока”, - говорим мы о чем-то очень ценном. А так ли уж бережем мы саму “зеницу” — бесценный дар природы и самое главное наше средство мироощущения? Вот начался учебный год, и в кабинеты детских офтальмологов потянулись очереди мам, спешащих “обрядить” своих школьников в очки с новыми “диоптриями”.

А многие ли попытались за летнее время укрепить, улучшить, исправить зрение своих малышей, подготовить их глаза к грядущим школьным нагрузкам? Недостатки зрения, связанные с дальнозоркостью и некоторыми видами астигматизма, как правило, устраняются при ношении очков. Более плачевно дело обстоит с близорукостью.

Зрение со знаком минус

К сожалению, процент близоруких детей, а, следовательно, и взрослых с каждым годом растет все стремительнее. По данным ВОЗ, каждый четвертый человек в мире страдает близорукостью. Близорукость бывает врожденной, может появляться у дошкольников, но чаще всего возникает в школьном возрасте, причем с каждым годом обучения в школе число детей с близорукостью увеличивается, а степень ее нередко возрастает. Ко времени совершеннолетия примерно 1/5 часть школьников из-за близорукости ограничена в той или иной мере в выборе профессии.

По сведениям из разных источников, до 70-ти процентов японских, и от 27-ми до 37-ми – российских студентов вузов близорукие.

Специалисты Центрального НИИ экспертизы трудоспособности утверждают, что основной причиной инвалидности “по зрению” являются различные осложнения близорукости.

Откуда же она берется? Швейцарский ученый Штейгер в своей монографии о проблемах близорукости еще в 1913 году писал, что близорукость слабой степени (до 3,0 диоптрий) можно рассматривать как приспособительную реакцию в процессе эволюции. Наши предки, являясь охотниками и добычей одновременно, нуждались, в основном, в хорошем зрении вдаль. С развитием цивилизации человеку все более необходимым становится отчетливое зрение вблизи (чтение, ремесла, теперь — компьютер и т. д.). Глаз перестраивается таким образом, чтобы ясно видеть на близком расстоянии, затрачивая при этом минимальное мышечное напряжение, т. е. становится близоруким.

Большое значение в распространении близорукости имеет ее наследственный характер. Естественный отбор меняет свое направление с развитием человеческого общества. При первобытном строе близорукие чаще погибали, следовательно, оставляли меньше потомства. Сейчас все наоборот. Близоруким ограничен доступ к вождению транспорта, службе в армии, приему на работы, связанные с риском для жизни. Проще говоря, их жизнь более безопасна, чем у здоровых людей, а значит, есть все возможности продолжать свой род, увеличивая число наследственно близоруких людей.

Близорукость — это следствие слишком большой преломляющей способности. Но рефракция глаза не является чем-то застывшим и неизменным. В течение жизни человеческое зрение претерпевает ряд естественных изменений.

Большинство новорожденных детей имеют дальнозоркость — из-за малого размера глаза и его еще неразвитой преломляющей способности. По мере роста организма увеличивается и глазное яблоко, следствием чего является постепенное уменьшение дальнозоркости. У некоторых детей под влиянием внешних условий и особенностей организма этот процесс развивается медленно, и даже к 12-ти годам, когда прекращается формирование рефракции, глаз остается дальнозорким. У других рост глаза происходит несколько быстрее, и он приобретает нормальную рефракцию — самую благоприятную для зрения.

Но иногда чрезмерный рост глазного яблока сразу приводит к близорукости, которая с возрастом может прогрессировать, правда, к счастью, достигая только слабой или средней степени. Но в некоторых случаях, главным образом при несоблюдении элементарных условий гигиены зрения или при ослаблении организма в результате перенесенных тяжелых заболеваний (например, краснухи), прогрессирование близорукости продолжается и в зрелом возрасте, когда ни о каком росте глазного яблока уже речи не идет. В этом случае близорукость переходит в тяжелое заболевание глаза — осложненную или, как ее раньше называли, злокачественную близорукость. Даже ношение очков не спасает от постоянного падения зрения.

Зрение со знаком минус

Что имеется в виду под несоблюдением гигиены зрения? Это, прежде всего, усиленная, чрезмерная зрительная работа на близком расстоянии, особенно при недостаточном освещении. Одним из требований к качеству освещения является относительно равномерное распределение яркости. Большая разница яркости рабочего места и окружающего поля вызывает уменьшение видимости и снижает работоспособность глаза, особенно у детей. Также необходимо ограничить слепящее действие источника непосредственно на глаза, то есть не пользоваться лампами без плотных абажуров, направляющих световой поток на объект зрения.

Лучшим видом освещения является дневное. Вот почему в школах и детских садах так часто моют окна, держат подоконники свободными от цветов и вешают легкие светлые шторы. Но тем не менее, в школьных, даже наиболее светлых классах в третьем от окон ряду освещенность может быть недостаточной. Поэтому ребят регулярно пересаживают с одного ряда на другой.

Постарайтесь создать максимальные условия для хорошего освещения детской комнаты или уголка и у себя дома. Жаль, что детям обычно отводят самые маленькие и темные (“чулком”) комнаты в квартире, да еще “запечатывают” их на всю зиму от сквозняков, что делает мытье окон невозможным на целых полгода.

Конечно, не стоит бояться включать искусственное освещение в дополнение в естественному даже днем, если последнего явно недостаточно. Вреда для зрения тут нет. Чтобы обеспечить ребенка достаточным освещением, можно рассчитать необходимую мощность: 10-15 ватт на квадратный метр комнаты. А над письменным столом или другим излюбленным местом чтения, рисования, конструирования и т. д. — не менее 40-60 ватт на квадратный метр.

Лучшие условия для зрительной работы создает люминисцентное освещение, дающее мягкий, рассеянный свет, близкий к спектру дневного света при почти полном отсутствии теней. Оно более благоприятно и для людей с дефектами зрения, в частности — с осложненной близорукостью, так как снижает зрительное напряжение и отдаляет наступление утомления. Разумеется, надо следить, чтобы не возникало даже малейшего мигания таких ламп.

Возникновению и развитию близорукости иногда предшествует состояние, именуемое ложной близорукостью. Чаще всего ложная близорукость бывает у первоклашек, не приспособившихся еще к резкому возрастанию зрительных нагрузок. А также у выпускников школ, абитуриентов и студентов первых курсов, “чахнущих” ночами над учебниками. Возникновению ложной близорукости, вызванной спазмом мышцы глаза, способствуют длительная зрительная нагрузка без перерыва, чтение лежа, плохое освещение.

Зрение со знаком минус

При ложной близорукости, как и при истинной, острота зрения вдаль понижена. Однако состояние это, в отличие от истинной близорукости, обратимо. При своевременном обращении к врачу, применении медикаментозных средств, тренировке глаз линзами, гимнастике и нормализации зрительной нагрузки можно добиться ликвидации спазма и восстановления высокой остроты зрения.

К сожалению, случаи спазмов имеют свойство повторяться и переходить в истинную близорукость. Неумеренный просмотр телепередач играет в этом основную роль. При взгляде на телеэкран наши глаза совершают массу невидимых микродвижений, а это влечет за собой быструю утомляемость мышцы глаза. Людям, предрасположенным к возникновению спазмов и прогрессированию близорукости, а также школьникам младших классов можно посоветовать смотреть максимум две телепередачи в день. Смотреть телевизор следует с расстояния не ближе 2-3-х метров от экрана и при таком освещении, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался от экрана.

Да и “необходимые” зрительные нагрузки для ребенка с прогрессирующей близорукостью необходимо сократить. Обязательно позаботьтесь, чтобы при выполнении домашнего задания и других работ на каждые 20-25 минут зрительного напряжения приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости свыше 6,0 диоптрий целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15-ти минут, а время отдыха увеличить до 10-ти.

Близорукие дети часто ограничивают себя в движении, добавляя к проблемам зрения еще и результаты гиподинамии. Это неправильно! При неосложненной близорукости до 5,0 диоптрий можно и нужно заниматься спортом. Если занятия любимым видом спорта несовместимы с ношением очков, очки можно снимать. Не следует только рекомендовать такие виды спорта, как конный, горнолыжный, подводный, мотоспорт, хоккей, футбол, водное поло, при которых требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. Зато идеальны для лечения близорукости настольные игры: “Бильярд”, “Футбол”, “Хоккей”, с помощью которых детисмогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве и расстояния между ними.

А вот от тяжелых садово-огородных работ близорукого ребенка лучше освободить. При неосложненной близорукости выше 6,0 диоптрий (а при изменениях на глазном дне – выше 4,0 диоптрий) противопоказан подъем тяжестей или занятия вроде прополки или сбора ягод, требующие длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

Зрение со знаком минус

При осложненной близорукости противопоказаны все виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения. Однако такие физические занятия, как гимнастика, туризм, гребля, плавание можно дозированно в индивидуальном порядке разрешать и при высокой близорукости.

Большую роль в сохранении зрения играет питание. Особенно необходимы витамины А и В2. (О нехватке последнего говорят лопнувшие сосудики в глазах.) Однако тонус глазной мышцы падает и при дефиците в рационе витамина С.

Лада ШИГАНЦОВА

Консультант – Юрий НИКОЛЕНКО, офтальмолог.