«Это будущее, и от них никуда не деться»: интервью с разработчиком беспилотников и экзоскелетов Олегом Ткачевым
© Предоставлено Олегом Ткачевым
Дроны и роботы – реальность, которая прочно вошла в нашу жизнь. И если еще пару лет назад о них было не зазорным не знать, то сейчас о беспилотниках говорят везде. Сфера применения постоянно расширяется – летательные аппараты без экипажа на борту используют в бизнесе, науке и даже гражданском секторе.
А вот экзоскелеты? Вы знаете, что это и для чего? Они еще не ворвались в широком смысле, но активно применяются, и не только в кино. Экзоскелеты напоминают костюмы из научной фантастики, их задача – усилить и сохранить здоровье человека с помощью роботизации.
Сайт «Страсти» поговорил с руководителем ООО «Конструкторское бюро внешних каркасов и биомеханики», разработчиком беспилотных реактивных летательных аппаратов двойного назначения, преподавателем двух московских вузов, амбассадором проекта «ТехПросвет» во VK Олегом Ткачевым. Это человек будто из будущего! Мы попыталась разобраться, для чего и кому нужны экзоскелеты, как разрабатывают беспилотники, как формируется стоимость и какое оно - будущее с роботами!
Вы основатель и руководитель конструкторского бюро по разработке и производству модульных пассивных экзоскелетов «Напарник». Почему стали заниматься данной деятельностью? Научная работа – это от родителей? Какое у вас образование?
Так уж получилось, что я пришел в абсолютно новый для себя бизнес. Ранее никогда не занимался робототехникой, при этом за свою карьеру мне доводилось несколько раз резко менять вектор деятельности, так что всё новое для меня не является чем-то проблемным. Я успел много чем позаниматься: был и дизайнером, и продавцом легковых, а потом и грузовых автомобилей. Занимался геммологией и геологией, а теперь - робототехникой. И много-много чем еще, но по мелочи.
В 2022 году вернулся в Россию после долгой работы в Европе и Африке. Санкции оставили меня ни с чем, найти работу в 2022-м было очень проблематично. Это вынудило искать новые сферы применения своих навыков. В момент отчаяния мне пришла в голову только одна мысль - «Экзоскелеты». Ранее я не сильно слушал свою интуицию, но в этот раз решил ей поверить.
Благодаря техническому складу ума я представлял, как должен выглядеть экзоскелет. За подобный склад ума я благодарен отцу и брату, которые меня с детства учили паять, ковыряться в машине, что-то делать руками. Кстати, все игрушки в моем детстве были сделаны руками отца. Мама же научила меня логике и причинно-следственным связям.
Я стал искать патенты на экзоскелеты. Так нашел своего нынешнего ведущего конструктора Злыдаря Сергея Васильевича. Мы поверили друг в друга и до сих пор идем вместе, развивая идею экзоскелетов.
У вас большая команда? Как построить бизнес с нуля? Во что, по вашему мнению, сейчас выгодно вкладывать деньги?
У меня небольшая команда. В экзоскелетах пока что 3 инженера-конструктора, на данный момент они работают удаленно. Вся прикладная работа делается своими силами или на аутсорсе.
Бизнес с нуля нужно строить без страха. Это задача любого предпринимателя. Предприниматель предпринимает, а значит что-то делает. Если что-то делать, то что-то да получится. Как минимум, это прекрасный опыт.
Сейчас выгодно вкладывать в себя и свои знания, навыки и не забывать развивать команду. Заниматься тем, что нравится тебе и решать проблемы, которые волнуют тебя. Если решишь успешно свою проблему, то, уверен, сможешь решить проблемы других. «Не стоять на месте» – это мой девиз.
© Предоставлено Олегом Ткачевым
Есть мнение, что экзоскелет – способ сделать человека роботами. Так ли это? Для чего и кому нужны экзоскелеты?
Отвечу, что это правдивый миф. Раньше экзоскелеты казались фантастикой, но сейчас они все больше становятся реальными и актуальными. Одна из причин – это несоответствие человеческих природных возможностей и возросших задач, которые теперь требуется выполнять. Человек в своем нынешнем обличии слаб, и, чтобы выполнять современные задачи, надо его усиливать, либо разгрузить, то есть сохранить здоровье. Разумеется, самый простой способ – роботизация. И поэтому да, человек частично становится роботом.
Кроме того, экзоскелеты нужны в реабилитации, которая также за последние годы стала очень актуальной, и данный сегмент использования экзоскелетов будет только расти.
Расскажите о разработке экзоскелетов «Напарник»: для чего они нужны, как долго создавали, какие трудности были, какая у них стоимость?
Как и говорил ранее, история «Напарника» началась с поиска подходящего уже имеющегося образца. Сергей Васильевич после нашей встречи рассказал свою историю, как он начал разработку экзоскелетов. Его история – это идеальный сценарий развития стартапа. Сергей Васильевич был альпинистом, сорвался со скалы в возрасте 33 лет, получил множественные травмы, которые лишили его возможности ходить. В процессе реабилитации он все-таки встал на ноги, но проблемы с опорно-двигательным аппаратом остались. Одна из них – невозможность носить тяжести. Перенос простого легкого рюкзака за спиной для него - уже испытание. Поскольку он имел базовое инженерное образование, плюс был токарем-фрезеровщиком, то личная проблема побудила его начать разрабатывать экзоскелет для себя и своими силами. Первый образец он сделал еще в нулевых и до сих пор его совершенствует.
© Предоставлено Олегом Ткачевым
Основной трудностью в последние годы была постоянная работа с восприятием людей той проблемы, что экзоскелеты - это будущее, и от них никуда не деться. Сейчас под влиянием СВО их потенциал начинают понимать. Недавно мы закончили НИР (научно-исследовательскую разработку – прим. «Страсти») по военным экзоскелетам, и вот снова возвращаемся в гражданку.
Первые образцы будущего «Напарника», по сути, обозначили основную идею его использования – перенос тяжестей на дальние расстояния. Нынешняя компоновка (в зависимости от варианта исполнения и комплекции оператора) позволяет достигать грузоподъёмности до 50 кг и разгрузки в статике до 100%. При движении по ровной поверхности разгрузка достигает 70–80% в зависимости от топографии. На данный момент мы готовимся к серийному выпуску, делаем его подходящим для масштабирования. Рыночная цена предполагается от 100 000 рублей.
© Предоставлено Олегом Ткачевым
Вы длительное время работали в Африке. Чем занимались там и почему Африка? С какими опасностями столкнулся в Африке?
Основные работы касались поиска и оценки драгоценных камней в интересах сначала европейских заказчиков, а потом и личных. По сути, будучи геммологом, я выступал и брокером.
Почему Африка? Потому что при всем обилии людей, кто ищет свое место под солнцем там – всегда найдется место и для тебя. Порог входа в бизнес в разы ниже, если бы я решил этим заниматься в России или в Европе.
В Африке с опасностями сталкиваешься каждый день. И тут все зависит от собственной адекватности: если ищешь проблемы – ты их найдешь, если нарушаешь технику безопасности, то можно чего-то лишиться, например, жизни…
Африка – это другой мир, в корне отличный от России и Европы. Там работают другие законы, другие правила. Учитывая непостоянность некоторых режимов, то приспосабливаться надо всегда по факту и иметь очень развитые навыки дипломатии.
Вы - сертифицированный геммолог, а также эксперт по поиску и добыче драгоценных камней. Какой самый необычный камень находили, сколько он стоил? В чем трудность поиска и добычи драгкамней?
Увы, мне нечем похвастаться. В рамках геологии перед нами стояла задача поиск залежей, а не сама разработка. Мы лишь готовили место для уже более основательной добычи. Вам никто и никогда из частных добытчиков не будет хвастаться добычей. Хвастаются лишь крупные корпорации, где подобные находки носят имиджевый характер.
В Африке не трудно искать что-то ценное – оно повсюду. Вопрос сколько найдешь и надолго ли хватит. Крупные кимберлитовые трубки уже разрабатывают корпорации, более локальные добычи – типа копи вдоль рек – это более частная история. Там одновременно ищут как алмазы, так и золотую пыль.
Как эксперт, на что обращаете внимание при выборе украшений для себя и близких людей? Друзья с вами советуются в этом плане?
Работая длительное время в этом бизнесе и понимая себестоимость практически любого драгоценного камня, то для меня ювелирное изделие уже не несет такую большую ценность, как это многим кажется. Обращаю внимание чаще на максимальную скидку, которую готов дать ювелирный магазин. Если скидка от 70%, то это уже хорошая сделка. Друзья советуются, и, конечно, что в моих силах – подскажу.
© Предоставлено Олегом Ткачевым
Еще одно направление вашей деятельности – беспилотники. Может ли ИИ создать беспилотник?
Теоретически ИИ в скором времени сможет очень много. Плюс ИИ в том, что это компилятор знаний, накопленных человечеством. Поскольку беспилотник, как и любой аппарат, создается на основе законов физики, аэродинамики и других наук, то да – ИИ сможет Вам представить техническую часть концепции, которую Вы ему предложите. Повторюсь, он не может придумать что-то за Вас, поскольку ИИ не фантазер. Вы должны что-то придумать, адекватно оценить, полетит ли, и дальше спросить возможные характеристики у ИИ. Говорю так, поскольку сам проверял несколько гипотез через нейронки.
Как проводите тесты - что будет работать и не подведет (применительно к экзоскелетам и беспилотникам)?
Опыт показал, что без компьютерного моделирования тяжело развиваться в инновационном поле. Любую наработку нужно пропускать через симулятор, дабы выявить первичные слабые точки конструкции (будь то экзоскелет или БПЛА), и лишь потом делать образцы в масштабе. Иначе это обильные траты, зачастую без нужного выхлопа.
Уже готовые образцы подвергаем реальным испытаниям.
Сколько времени занимает путь от разработки беспилотника до производства? Какие это этапы?
Тут нет ответа. Все зависит от идеи, сложности конструкции, наличия компетентной команды и многого другого. Но самое важное – финансирование. Можно сделать FPV-дрон за 3–4 месяца, а можно то же самое делать 6–10.
Беспилотники два года назад, год назад и сейчас - в чем разница?
Два года назад дроны не считали ничем другим, как просто вертолетиком с камерой, на который можно снять красивое видео. Сейчас дроны стали стратегически важным ресурсом для получения превосходства на поле боя, а в мирное время – для автоматизации и оцифровки различных процессов: начиная от доставки товаров, заканчивая агросферой, геологией и прочим. Человек вычеркивается из многих цепочек, что как раз высвободит человеческие ресурс для распределения в прикладные сферы.
Новые дроны оснащаются ИИ, что сделает их абсолютно автономными средствами помощи человеку в различных сферах деятельности.
Сколько стоит самый дорогой и самый дешевый беспилотник?
Тут тоже нет границ. Есть микродроны за пару тысяч рублей, а есть военные многопрофильные – за несколько миллионов (иногда долларов).
Какими качествами надо обладать, чтобы создать беспилотник?
ПровИдением, предсказанием будущего использования того дрона, который разрабатываешь. И, кроме того, нужно понимать, что его могут использовать не по назначению. А значит стоит забыть о совести, быть циником и прагматиком.
Какие советы могли бы дать в случае атаки дронов?
Если мы говорим о налетах на города, то все по классике техники безопасности: стоять вдали от окон, скрыться в убежище. А если что-то упало рядом, то не подходить близко, проинформировать спецслужбы.
У вас богатая в плане опыта карьера. Куда дальше?
Своя марка автомобиля, свой университет, политическая карьера.
Наш сайт называется «Страсти». Что для вас страсть?
Тут я, пожалуй, отвечу метафорой, которая, уверен, будет всем понятна. Если сейчас наш мир – это, река, которая впадает в болото, то я тот человек, который страстно роет канал, чтобы сменить русло реки в сторону бескрайнего океана.