Цигун - это искусство укрепления здоровья, практикуемое в Китае. Оно играет активную роль в предупреждении и лечении болезней, сохранении и укреплении здоровья, сопротивлении преждевременной старости и продолжении жизни. В древние времена цигун называли методом «устранять болезни и продлевать жизнь».

Ци всегда связывают с воздухом. Ци включает «воздух» в свое определение, но ци должна заключать в себе и другие значения, с точки зрения цигун.

Согласно функциям ци внутри человеческого тела ци в цигуне рассматривается как вид сигнала вместе со своим носителем. Кроме того, полагают, что этот носитель есть некая субстанция. Таким образом, ци в цигуне означает не только вдох кислорода и выдох углекислого газа, но еще вид субстанции, которая несет более ценный и сложный сигнал и энергию.

Практикующие цигун обычно называют ци «внутренней ци», или «истинной ци», для отличия ее от вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Традиционная китайская медицинская теория полагает, что «истинная ци» в человеческом теле является побудительной силой его жизнедеятельности. Поэтому укрепление ци с точки зрения цигуна относится к усилению истинной ци.

Истинную ци можно классифицировать как первоначальную небесную ци (то есть внутриутробную ци) и вторичную небесную ци (то есть послеродовую).

Внутриутробную ци разделяют на два вида: основную (жизненную энергию) и изначальную (первобытную). Основная ци относится к частице необходимой жизненной энергии, которую человек получает от родителей на самой ранней стадии жизни, во время формирования плода.

Изначальная ци означает фундаментальную субстанцию и движущую силу, которая обеспечивает физиологические функции тканей и органов тела. Она образуется во время внутриутробного развития плода, хранится в почках и тесно связана с «воротами жизни».

Послеродовую ци разделяют на два вида - небесную ци и земную ци. Небесная ци относится к ци, которую мы вдыхаем и выдыхаем. Земная ци означает ци воды и зерна. Ее называют земной ци, потому что зерна растут из земли.

Фактически она включает в себя все основные и тонкие ци, поглощаемые из различных питательных веществ при помощи пищеварительной системы нашими твердыми и полыми органами для поддержания жизнедеятельности. Человеческий организм может существовать только тогда, когда он наполнен небесной и земной ци.

Несмотря на то что внутриутробная ци - основа движущей силы и поэтому совершенно необходима, послеродовая ци - также источник вещества для жизнедеятельности организма и поэтому также совершенно необходима. Взаимосвязь между двумя видами ци такова: внутриутробная ци является движущей силой жизни, а послеродовая ци - материалом, который обеспечивает поддержание жизни.

Жизнь человека и вся его деятельность обусловливаются внутриутробной ци и поддерживаются послеродовой ци. Эти обе ци действуют друг на друга и соединяются друг с другом, образуя истинную ци для обеспечения жизнедеятельности организма.

Когда посредством упражнений цигуна истинная ци начинает функционировать в человеческом теле нормально или с избытком, это означает гун, обычно называемый гунфу. Гунфу может означать время и качество цигун-упражнения, а также изучение методологии и достижение мастерства при выполнении цигун-упражнений. Это метод укрепления ци.

Настойчивость в выполнении цигун-упражнений отражает энергию воли и определенность. Выполнение упражнений урывками и без настойчивости не может принести хороших результатов. Таким образом, наиболее существенный момент при выполнении цигун-упражнений - настойчивость.

Качество выполнения упражнений прямо влияет на результаты. Цель выполнения цигун-упражнения - укрепление ци.

Приобретение достаточной истинной ци означает приобретение отличного здоровья. Укрепление истинной ци включает три вида действий:

1) вдыхание основной и жизненной ци;
2) поддержание спокойного психического (умственного) состояния;
3) сохранение органов тела в гармонии.

Эти три вида действий, которые направлены на регулирование "концентрации мысли", "дыхания" и "положение", являются тремя основными факторами цигун.

Техника Цигун-упражнений

Методы цигун-упражнений разнообразны у различных сект и школ. В Китае их пять - Даосская, Буддистская, Конфунцианская, Медицинская и Боксерская.

Метод Даосской школы в качестве цели рассматривает укрепление как ума, так и тела. Он уделяет особое внимание практике цигун и созерцанию природы.

Метод Буддисткой школы делает упор на регулировании ума, не уделяя внимания телу.

Метод Конфунцианской школы акцентирует внимание на «регулировании ума», «искренности» и развитии моральных аспектов характера, настаивая на том, чтобы занимающийся достиг состояния «покоя, умиротворения и безмолвия».

Медицинская школа основной целью при выполнении упражнений считает лечение болезней. Эта школа также интересуется укреплением здоровья и продлением жизни.

Боксерская школа делает упор на развитие индивидуальной силы для самозащиты против моральных и физических атак противника. Хотя эта школа также заботится о продлении жизни при сохранении здоровья, она сильно отличается от остальных школ.

Несмотря на различия школ, методы выполнения цигун-упражнений не могут выйти за пределы трех определенных видов - неподвижного цигуна, подвижного цигуна и подвижно-неподвижного цигуна. Все три вида включают тренировку ума, дыхания и положения.

Тренировка мысленных состояний включает в себя умственный даоинь - управление и возбуждение. Она требует, чтобы мысли концентрировались на одном объекте, приводя кору головного мозга в заторможенное состояние. Это называется «внутренним поддержанием умственного состояния».

Тренировка дыхания относится к дыхательному даоинь. Дыхательные упражнения включают в себя выдох, вдох, глубокий выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком и задержку дыхания.

Тренировка положения поз означает даоинь посредством принятия телом различных положений, которые грубо делятся на шесть видов: ходьба, стояние, сидение, лежание, стояние на коленях, массирование.