passion.ru
Опубликовано 11 марта 2005, 01:10

Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

   Наступил черед поговорить о виде вышивки, который позволяет наиболее полно выразиться авторам, проявить не только мастерство в исполнении, но и заявить себя как художников. Сегодняшний наш разговор посвящен цветной художественной глади. ЧАСТЬ 10. ЦВЕТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЛАДЬ
Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

© 10-1.jpg

Наступил черед поговорить о виде вышивки, который позволяет наиболее полно выразиться авторам, проявить не только мастерство в исполнении, но и заявить себя как художников. Сегодняшний наш разговор посвящен цветной художественной глади. ЧАСТЬ 10. ЦВЕТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЛАДЬ

Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается специально, для того, чтобы вышивальщица сама могла подобрать цветовую палитру по своему вкусу. Но следует обратить внимание, что при подборе цветов ниток действуют те же правила, что и при подборе красок.

_ Цветная художественная гладь подчеркивает характерные особенности изображаемых предметов и выполняются нитками, цвета которых близки к природным, с плавным переходом тонов. _

Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

Для придания объема и выпуклости рисунку фигура на конце или по краям делаются более светлой, а к основанию или к середине – более темной. Если у листьев и лепестков цветка края отогнуты, то их надо вышивать в другом направлении и другими тонами: более светлым тоном (если они освещены), и более темным (если они лежат в тени). Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах - тона того же цвета темнее.

Поэтому очень важно для художественной глади подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Так же при подборе ниток необходимо учитывать цвет ткани, на которой будет выполняться вышивка.

Красный, синий, желтый, зеленый и все их оттенки лучше выделяются на сером фоне. Поэтому, подбирая фон для многоцветной вышивки, лучше использовать ткани светлых приглушенных цветов (серо-зеленый, серо-бежевый, серо-голубой, серо-бирюзовый, кремовый), на которых цветные нитки будут выглядеть наиболее выигрышно. Фон в художественной вышивке ни в коем случае не должен быть ярче самой вышивки.

Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

_ При вышивке цветными нитками на белом фоне следует учитывать, что на белом все цвета выглядят значительно ярче, резче, темнее, поэтому лучше подбирать более светлые, неяркие нитки. _ На черном фоне красиво смотрится вышивка яркими нитками.

Вышивая узор, следует, прежде всего, определить основной его цвет и тон (например, пастельный или яркий), а затем искать остальные оттенки. Фон также должен быть подчинен ведущему цвету вышивки.

Чтобы край зубчатых листьев был ровным и выпуклым, перед началом зашивки листа гладью, можно прометать его частым швом «вперед иголку» (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 2»).

Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

_ В одноцветной теневой глади цветовой эффект достигается за счет разного направления стежков и различного отражения света от гладьевой поверхности _. Поэтому для теневой глади используйте блестящие нитки.

Выполняется одноцветная теневая гладь косой или прямой гладью с «настилом» или без него (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 5»).

Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

Такая гладь применяется в основном для вышивки различных цветов и фруктов, букетов, при изготовлении декоративных панно и салфеток, небольших скатертей, подушек, но может также с успехом применяться при украшении одежды.

Многоцветную тоновую гладь можно сочетать с белыми ажурными (вырезными) сетками, с цветными надстрочными сетками или мережками, а так же с вышивкой в технике хардангер.

Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

Тоновую гладь надо выполнять стежками разной длины, плотно прилегающими друг к другу, укладывая их ряд за рядом. Чтобы незаметным был переход от одного тона к другому, стежки делайте разной длины, чередуя длинные и короткие стежки.

Стежки каждого последующего ряда должны «входить» (вливаться) в промежутки между стежками предыдущего ряда, не оставляя просветов.

Не допускайте четких прямолинейных границ между рядами, они должны быть, как бы размыты.

При вышивании следите за общим направление стежков, для придания наибольшей достоверности оно должно повторять природное направление волокон листьев, лепестков.

Азы ручной вышивки. Цветная художественная гладь

Для вышивки многоцветной тоновой гладью используйте рисунки цветов слегка упрощенной, стилизованной формы, но сохраняющих при этом характерные особенности данного цветка.

Вышивать цветы лучше на гладкокрашеных тканях без выработки (лен, суровое полотно, шелк, шерсть и т. п.).

Для облегчения вышивания на переведенном рисунке можете нанести линии перехода от одного тона ниток к другому и направление стежков.

Начинайте вышивку с крупных деталей рисунка, например с цветов, если вы вышиваете букет. Это позволит вам при необходимости, изменив оттенок листьев, откорректировать общее цветовое восприятие готовой работы.

Желаю успеха. Продолжим рассказ о видах художественной глади в следующий раз.

С уважением, Юлия Милокумова
В качестве иллюстраций были использованы работы автора (рис.1,3).
Ручная вышивка на заказ - iggolka@mail.ru