passion.ru
Опубликовано 19 ноября 2004, 04:05

Азы ручной вышивки (часть 5)

   В предыдущих статьях мы говорили о простых и счетных швах. Сегодня наступил черед начать разговор о так называемых свободных швах – глади. Свободные швы появились значительно позже счетных. В отличие от счетных швов, гладь не связана со структурой ткани и выполняется на любых тканях по свободно нарисованному, или, так называемому, вольному контуру. Свободные швы часто дополняются счетными или простыми швами, которые украшают орнамент, придавая ему особый колорит.
Азы ручной вышивки (часть 5)

© вышивка белой гладью

В предыдущих статьях мы говорили о простых и счетных швах. Сегодня наступил черед начать разговор о так называемых свободных швах – глади. Свободные швы появились значительно позже счетных. В отличие от счетных швов, гладь не связана со структурой ткани и выполняется на любых тканях по свободно нарисованному, или, так называемому, вольному контуру. Свободные швы часто дополняются счетными или простыми швами, которые украшают орнамент, придавая ему особый колорит.

Гладь бывает цветная (вышитая цветными нитками с переходом цветов или без) и белая (тонкая вышивка, выполняемая белыми нитками по белому фону)(рис.1). Она применяется в основном для создания узоров растительного характера (букетов цветов, гирлянд, листочков, травинок и т.п.), которые дополняются фигурками различных животных, птиц или рыб.

Гладью можно вышивать на любых тканях. Для работы обычно используется шелк, мулине, шерсть. Узоры, выполненные гладьевыми швами, можно украсить жемчугом, бисером, стеклярусом, стразами.

Свободные гладьевые швы очень разнообразны. Гладь может быть контурная и свободная, глухая и прорезная, легкая и плотная, выпуклая и плоская, односторонняя и двусторонняя.

В этот раз я расскажу о белой глади.

ЧАСТЬ 5. БЕЛАЯ ГЛАДЬ

Белая гладь это очень тонкая вышивка. Она выполняется тонкой иглой белыми нитками по белому фону (отсюда и название) на тонких тканях: батисте, маркизете, шифоне, крепдешине нитками мулине или шелком.

Белой гладью чаще всего вышивается растительный узор из цветков и листиков, а так же монограммы. Гладьевую вышивку можно дополнить ажурными сетками и украсить различными дополнительными швами, например: узелками, россыпью, подкладным швом или «восьмеркой». Хорошо сочетаются с белой гладью мережки (о них мы поговорим позже).

Белой гладью вышивается белье, блузки, воротники, платки, шали, носовые платки и т.п.

_ Простая гладь. _ Выполнение простой глади чем-то сродни выполнению стебельчатого шва (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 2»). Стежки можно располагать перпендикулярно оси листика или с наклоном. Варианты выполнения листочков простой гладью показаны на рис. 2. Простая гладь является двусторонней и часто используется в сочетании с прорезной.

Гладь с настилом. Контур рисунка, переведенного на ткань, обшиваем частыми стежками швом «вперед иголку». Стежки делаем короткие, через одну нить ткани. Они должны создавать сплошную линию по контуру рисунка. Если между стежками получились интервалы, необходимо провести наметку в обратном на правлении, вкалывая иглу в проколы предыдущих стежков так, что бы получилась сплошная линия. Затем крупными стежками в направлении, противоположном стежкам глади, делаем настил внутри контура. Чем плотнее настил, тем выпуклее будет гладь. Настил выполняется мягкими толстыми нитками, обязательно не кручеными, гладь - частыми ровными параллельными стежками тонкими нитками.

Листик (рис. 3). Настил внутри контура выполняем вдоль листика от черенка к вершинке. Стежки глади кладем поверх настила плотно прилегающими рядами поперек оси листика и настила. Вышивать начинаем с вершины листика.

Листик в раскол. (рис.4). Наметываем контур рисунка, выполняем настил, а в том месте, где должен быть раскол, то есть там, где листик делится на две части, делаем два параллельных стежка (настил между ними не вышиваем). Стежки глади начинаем укладывать с вершинки листика. Дойдя до места раскола, выполняем сначала одну половину листика, вкалывая иглу между параллельными стежками с лицевой стороны, а за тем вторую, вкалывая иглу в те же проколы.

Пышечка, или горошек (рис.5). Выполняем двойной настил. Сначала делаем настил внутри наметанного контура вдоль рисунка, затем поперек (рис.5а). Настил можно выполнять, укладывая стежки по диаметру пышечки (рис.5б). Стежки глади начинаем делать с середины горошины, укладывая стежки сначала направо, потом налево (тоже от середины). Последние, короткие стежки делать не следует, так как круг примет форму овала. Этим достигается правильная форма пышечки (горошинки). Переход от одной половины пышечки к другой делаем, проводя иглу с ниткой через настил.

Вышитые горошины могут быть обшиты строчкой, швом «назад иголку», узелками, стебельчатым швом, швом «шнурочек» и гладьевым валиком (рис.5в).

_ Дырочки _ (рис. 6). Рисунок обметываем по контуру, затем дыроколом или штопальной иглой прокалываем ткань в центре кружочка и раздвигаем нити, постепенно увеличивая дырочку вращательным движением. Край дырочки обметываем гладьевым валиком мулине в одну нитку.

_ Цветочек _ (рис. 7). Сначала выполняется дырочка, затем пышечка. Каждый лепесток вышиваем поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу. Стежки располагаем перпендикулярно к радиусу или вдоль его.

Узелки (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 2»). Фрагмент узора, где будут расположены узелки, предварительно обшиваем гладьевым валиком или стебельчатым швом. Узелками обычно заполняют половину листика или лепестки в цветке.

Россыпь (рис. 8). Используется для заполнения второй половины листика, наполовину вышитого гладью, а также других элементов узора, контур которых предварительно обшит валиком. Выполняется россыпь мелкими стежками.

Мы продолжим разговор о белой глади в следующий раз.

С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
По вопросу заказа вышивки обращайтесь по адресу iggolka@mail.ru