passion.ru
Опубликовано 28 января 2005, 02:10

Азы ручной вышивки. Английское шитье и ришелье

   В наступившем году я продолжу знакомить вас с техникой выполнения различных видов глади, мережек, сеток, хардангер. Многие статьи будут носить более прикладной характер и будут посвящены украшению одежды и домашнего интерьера. В этот раз я расскажу вам о самых трудоемких видах ручной вышивки: английском шитье и ришелье (рис.1)
Азы ручной вышивки. Английское шитье и ришелье

© Вышивка

В наступившем году я продолжу знакомить вас с техникой выполнения различных видов глади, мережек, сеток, хардангер. Многие статьи будут носить более прикладной характер и будут посвящены украшению одежды и домашнего интерьера. В этот раз я расскажу вам о самых трудоемких видах ручной вышивки: английском шитье и ришелье (рис.1)

ЧАСТЬ 9. АНГЛИЙСКОЕ ШИТЬЕ И РИШЕЛЬЕ

Этот вид глади выполняется преимущественно прорезной гладью, в сочетании с простой (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 5»), в которой листочки и кружочки вышивают с настилом или без него. Она применяется для украшения салфеток, скатертей, воротников, блузок, белья.

Маленькие дырочки не вырезают, а прокалывают толстой костяной, деревянной или металлической палочкой, заостренной с одного конца. Острие палочки нужно тщательно отшкурить, чтобы оно было круглым и гладким. Только в этом случае дырочки на вышивке, обшитые плотной выметкой, получатся ровными и красивыми. Если вырезанные фигуры достаточно велики, то пространство может быть заполнено баретками с паучками (рис.3) или без них. Это украшение сделает вышивку более ажурной, изящной и прочной.

Английское шитье дополняется фестонами различной формы и размера (рис. 4).

Фестоны выполняют петельным швом по предварительно наметанному контуру и настилу. Для настила используют мягкие толстые нитки. Чем рельефнее должен быть фестонный край, тем плотнее и выше делают настил. Нитки для настила укладываются вдоль фестона, а стежки петельного шва - поперек фестона (рис.5).

«Ришелье» относится к вышивке городского типа. Она возникла в эпоху Возрождения в XIV веке в Италии. Широкое распространение получила в Центральной и Западной Европе в XVI-ХVII веках. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила свое название. Ажурная вышивка использовалась, в основном, для украшения столового и постельного белья, воротников, жабо и носовых платков из тонких тканей. Вышивка имела несколько разновидностей в оформлении перемычек, а, также в рисунке самого узора и наличии дополнительных разделок. Контур узора во всех видах вышивки выполнялся «петельным», или, как его раньше называли, «фестонным» швом (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 2»).

Ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками, называлась «ренессанс» (рис. 6). По наружному краю такой вышивки на фестонах иногда выполнялись пико.

Мотивы узора вышивки «ришелье» (преимущественно растительного характера) соединялись перемычками с пико. Это придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон.

Особенно нарядна ажурная вышивка, выполненная венецианским швом. Петельный шов по контуру узора делали очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполняли различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором легко отсчитывать нити для разделок. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он почти забыт.

В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье» (рис. 7). «Ришелье» можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нитки по цвету и толщине.

В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитками на шелковых тканях.

Переведенный на ткань узор сначала прошиваем мелкими стежками швом «вперед иголку» (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 2»). Для плотных тканей используем толстые нитки, для тонких - катушечные нитки № 60-80 или мулине.

Наметку делаем в два ряда, причем второй ряд - на некотором расстоянии (чуть меньше ширины петельного шва) от первого. Затем выполняем перемычки - бриды. Для этого рабочую нитку прокладываем посередине между двумя рядами наметки до того места, откуда начнется брида. Далее: протягиваем нитку к противоположному мотиву поверх ткани, которая будет вырезана по окончании работы, закрепляем нитку в промежутке между наметкой и возвращаем в исходную точку. Бриды можно выполнять петельным швом (рис.9а), гладьевым валиком (рис.9б) или штопальным швом (рис.9в).

Если брида делается петельным швом или валиком, нитку нужно проложить не менее 3-х раз. Для бриды, которая выполняется штопальным швом, прокладывается четное число нитей (четыре - шесть).

Бриды выполняем над тканью, как бы на весу. Если необходимо сделать фигурные бриды, то сначала натягиваем нитки для первой бриды, обвиваем ее до середины, затем протягиваем нитки к следующему фрагменту, делаем бриду до пересечения ее с первой бридой и заканчиваем первую бриду. Так же выполняем бриды, если они пересекаются в одной точке, только в месте пересечения вышиваем настилом «паучок» (рис.3).

Вместо «паучка» можно сделать «кольцо» (рис.8). Оно выполняется двумя способами.

И в том, и другом случае бриды выполняются петельным швом или валиком.

Для того чтобы вышивка получилась более нарядной, на бридах, а, иногда, и на фестонах делают пико, то есть маленькие узелки или петельки. Они могут выполняться швом «навивкой», петельным швом (зубчики) и с помощью булавки (булавочное пико).

Начинаем выполнять бриду петельным швом. Дойдя до середины бриды, вдеваем иглу в последний стежок и, не вытаскивая иглу полностью, обвиваем ее ниткой 10-12 раз, вращая иглу вокруг нитки слева направо. Протаскиваем иглу сквозь образовавшуюся спираль, стягиваем нитку так, что бы получился полукруг, и продолжаем шить бриду.

Зубчики на бриде, выполненной петельным швом.

Бриду обвиваем петельным швом на 2/3 ее длины, затем возвращаем нитку назад, закрепляем ее около седьмого или восьмого стежка (счет ведем от последнего выполненного стежка на бриде), снова проводим к исходной точке и, закрепив, возвращаем назад. Натянутые нитки обшиваем петельным швом и заканчиваем бриду.

Булавочное пико (рис. 10).

Бриду обвиваем стежками на 1/3 или 1/2 ее длины, продевая иголку с ниткой под натянутыми нитками. Закрепляем петельку булавкой, проводим иглу, как показано на рис.10б, и стягиваем стежок, присоединяя его как можно ближе к бриде. Таким же образом выполняется пико с противоположной стороны бриды.

После того, как все бриды сделаны, узор по краю обшиваем петельным швом, плотно укладывая стежки один к другому. При этом, петли должны быть обращены в ту сторону, где будет вырезана ткань (см. рис. 6,8).

Чтобы брида была хорошо закреплена, стежки петельного шва должны плотно обхватывать ее. Для этого несколько стежков делаем из одной точки над бридой. Если брида широкая, можно сделать дополнительный стежок в бриду.

При необходимости, узор, выполненный в технике «ришелье», можно дополнить гладью, ажурными разделками, прожилками.

Закончив работу, изделие нужно постирать, прогладить с изнаночной стороны и, только после этого, можно вырезать участки ткани под бридами для создания ажура. Первый надрез над бридой делаем с лицевой стороны изделия, а всю остальную часть ткани, которую нужно вырезать, вырезаем с изнаночной стороны работы, наклоняя ножницы в сторону петельного шва. Ножницы должны быть острые и иметь плотное смыкание кончиков.

Желаю успехов! В следующий раз мы продолжим разговор о глади.

С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
Ручная вышивка на заказ - iggolka@mail.ru