passion.ru
Опубликовано 14 сентября 2009, 21:30

«TV-люди» – сборник рассказов, вернувший читателям Мураками

  Издательство «Эксмо» продолжает радовать всех поклонников творчества Харуки Мураками и ценителей интеллектуальной литературы новинками. Впервые в России выходит сборник рассказов «TV-люди», написанный культовым японским писателем в 1989–1990 годах и отражающий его отношение к агрессивной мощи телевидения и к безумию, начавшемуся в мире после выхода бестселлера «Норвежский лес». Именно произведения «TV-люди», «Сон», «Зомби», «Кано Крита» и другие, входящие в этот сборник, помогли автору выйти из тяжелого творческого кризиса и вновь начать творить.
«TV-люди» – сборник рассказов, вернувший читателям Мураками

  Издательство «Эксмо» продолжает радовать всех поклонников творчества Харуки Мураками и ценителей интеллектуальной литературы новинками. Впервые в России выходит сборник рассказов «TV-люди», написанный культовым японским писателем в 1989–1990 годах и отражающий его отношение к агрессивной мощи телевидения и к безумию, начавшемуся в мире после выхода бестселлера «Норвежский лес». Именно произведения «TV-люди», «Сон», «Зомби», «Кано Крита» и другие, входящие в этот сборник, помогли автору выйти из тяжелого творческого кризиса и вновь начать творить.

Сборник рассказов «TV-люди» знаменателен для творчества Харуки Мураками по нескольким причинам. Во-первых, после выхода романа «Норвежский лес» писатель проснулся популярным. Но этот факт не столько обрадовал автора, сколько поверг его в состояние депрессии: «Когда мои романы расходились тиражом в сотню тысяч экземпляров или около того, я чувствовал, что меня любит, ценит и поддерживает великое множество людей, но продажа миллиона и более экземпляров «Норвежского леса» вызывала у меня ощущение полной изоляции». Харуки Мураками испытал глубочайший творческий кризис в связи с этим и не мог написать ни строчки. И только работа над рассказами сборника «TV-люди» помогла ему обрести душевное равновесие и вновь приступить к созданию крупных произведений.

Во-вторых, именно в рассказах сборника «TV-люди» писатель все больше переходит на территорию ужаса и жестокости – элементов, казавшихся автору неизбежными в свете той ответственности, которую, по его мнению, на него налагал статус популярного писателя. В этих произведениях герои могут слушать воду в человеческом теле или убегать от жениха, ставшего зомби. А могут и вовсе не спать, уделяя все свое время расширению сознания и возможностям выходить за рамки своего тела до такой степени, что это может завести их гораздо дальше, чем позволяет здравый смысл. Или их разумом может всецело завладеть телевизор, который приносят в дом странные существа – телелюди, похожие на настоящих людей, только слегка отмасштабированные и распространяющиеся подобно вирусу. Завладеть настолько, что человек может стать одним из них…

Книга «TV-люди» по праву входят в список лучших творений Харуки Мураками. Одноименный рассказ после публикации в «Нью-Йоркере» был включен в сборник «Лучшее в жанрах фэнтези и хоррор» за 1991 год. Именно эти произведения определили новые горизонты в творчестве писателя – большую насыщенность повествования, почти полный отказ от былой невозмутимости и отрешенности, а также первыми раскрыли темы и мотивы, которые позже появятся в романе «Хроники заводной птицы» и во многих знаковых произведениях писателя, сделавших его одним из самых популярных авторов.