passion.ru
Опубликовано 20 ноября 2002, 03:05

КРУГОМ ВОДА

Эрленд Лу “Лучшая страна в мире”. Санкт-Петербург, изд. “Азбука-классика”, 2002.    Мы живем в водовороте событий. В воде. Если говорить напрямик, то мы в воде буквально по горлышко, и она все прибывает и прибывает. Часто можно услышать о стремительности нашей жизни, об экспансии информационных технологий, о мировой глобализации, - но это все только следствия. Причиной же всему вода и только вода. Эту предельно простую и в тот же время запрятанную истину открыл миру Эрленд Лу в своей книге “Лучшая страна в мире”. Она с воды и начинается: “Опять я вижу во сне воду. Вода везде – на мне, во мне и вокруг, она течет, разливается, сочится отовсюду…”.
КРУГОМ ВОДА

© lu.jpg

Эрленд Лу “Лучшая страна в мире”. Санкт-Петербург, изд. “Азбука-классика”, 2002.    Мы живем в водовороте событий. В воде. Если говорить напрямик, то мы в воде буквально по горлышко, и она все прибывает и прибывает. Часто можно услышать о стремительности нашей жизни, об экспансии информационных технологий, о мировой глобализации, - но это все только следствия. Причиной же всему вода и только вода. Эту предельно простую и в тот же время запрятанную истину открыл миру Эрленд Лу в своей книге “Лучшая страна в мире”. Она с воды и начинается: “Опять я вижу во сне воду. Вода везде – на мне, во мне и вокруг, она течет, разливается, сочится отовсюду…”.

Эрленд Лу – писатель очень необычный. Конечно, нельзя сказать, чтобы для российского читателя была так уж привычна и понятна скандинавская литература в целом – даже по сравнению с творчеством европейских писателей, скандинавские книжки довольно неординарны и временами даже эпатируют (взять хотя бы Стриндберга). Но Эрленд Лу занимает особое место даже среди скандинавов. Вот лишь краткий обзор его творческого пути: “Эрленд Лу – норвежский писатель и критик. К своим 32 годам он успел попробовать себя на разных поприщах: выступал на театральной сцене, снимал короткометражные фильмы и музыкальные видеоклипы, работал в психиатриеской больнице, учителем в школе, занимал должность критика в газете” – словом, это молодой писатель, и писатель уже очень и очень преуспевший. И не нужно пугаться этого странного перечня пестрых профессий –книгиЛу отличаются каким-то внутренним спокойствием и непричастностью к суете обыденности, поэтому читать его легко и приятно.

Возвращаясь к теме воды и перемен надо заметить, что герой Лу не любит воду. Он не любит неожиданностей и перемен, он любит размеренный темп жизни и… в общем-то и все. Да, еще он любит свою машину. Этот водофоб зарабатывает себе на жизнь написанием брошюр. Это нельзя воспринять как что-то необычное – кто-то ведь должен заниматься написанием ознакомительных брошюр и путеводителей. Так что герой вполне обыкновенный человек – живет в обыкновенной квартире, носит обыкновенную одежду, ест обыкновенную еду, занимается обыкновенным делом. Необыкновенные у него с обывательской точки зрения разве что только мысли, мысли о воде (эти мысли нужно выделить отдельно) и мокрая газета. Не стану пересказывать сюжет, тем более, что непосредственно событий в книжке немного по сравнению со средним количеством событий, приходящимся на среднестатистическую книжку. С другой стороны, для обыденной жизни событий даже многовато. Из кардинальных изменений можно назвать обретение подруги и потерю квартиры. Основную канву содержания “Лучшей страны в мире” составляют мысли о событиях. Каждая мысль заслуживает отдельного рассказа и анализа – думаю, этому изложению мыслей мог бы позавидовать сам Толстой: если помните, его заветной мечтой было описать день, со всеми происшествиями и мыслями, предельно подробно и максимально правдоподобно. Воплотить замысел Толстому не удалось, зато, похоже, Эрленд Лу с успехом решил эту задачу. Изложение Лу представляется мне именно таким – запутанным и мыслительным – в том смысле, что именно так человек думает, перескакивая с одной идеи на другую, временами совершенно алогично и бессвязно.

Очень хочется привести какую-нибудь цитату, но боюсь спугнуть потенциальных читателей бесконечной фразой, оторванной от контекста. Действительно, предложения в книге очень длинные и замысловатые, но при этом, похоже, Эрленд Лу знает какой-то фокус: читаются эти безразмерные предложения на удивление легко. Особенно греют душу рассуждения о Финляндии, которая на страницах книги живет своей собственной жизнью наравне с обыкновенными и привычными персонажами вроде людей, собак и обыденных предметов. Она такое же действующее лицо и умудряется занимать практически все мысли главного героя.

К середине романа все перемешивается в невероятном сумбуре, но от этого читать только интереснее, только интереснее раскручивать клубок мыслей Лу и узнавать подробности личной жизни Финляндии. Степенность повествования постепенно исчезает, уступая место водовороту событий, уносящих героя на своих волнах. Привычный мир исчезает, вместо него появляются скинхеды и бегуны команды “Сокол”, и даже обыденно мокрая газета умудряется остаться сухой. Словом, подхваченный водоворотом, герой неумолимо несется навстречу переменам. Всему виной пресловутая вода, которая незаметно подкралась к нему со всех сторон. Даже могучая и непоколебимая Финляндия поддается ей потихоньку, радуясь своим бесчисленным озерам.

Не знаю, насколько отношение к воде важно для прочтения “Лучшей страны в мире”. Могу лишь сказать, что я воду люблю, и книжка мне понравилась.

Полина ЛИОН