Тенденции

Элегантная классика

© 2.jpg

   Существуют в мире моды вещи, которые становятся вехами на пути ее развития. Эпоха сменяет эпоху, человечество безумствует в своих порывах, его фантазия вырывается все дальше за рамки привычного сознания. А эти вещички остаются неизменными и по-прежнему радуют нас. И постепенно становятся частью общемировой культуры.

   Существуют в мире моды вещи, которые становятся вехами на пути ее развития. Эпоха сменяет эпоху, человечество безумствует в своих порывах, его фантазия вырывается все дальше за рамки привычного сознания. А эти вещички остаются неизменными и по-прежнему радуют нас. И постепенно становятся частью общемировой культуры.

Среди таких вещей и**маленькое черное платье**, придуманное Коко Шанель еще в 1926 году и до сих пор будоражащее творческую мысль всех ведущих кутюрье мира. В каждом сезона, почти в каждой коллекции обязательно появляются те или иные вариации на тему этого знаменитого платья. Но все они далеки от оригинала – проживают короткую жизнь обычной сиюминутной модели и исчезают, канув в Лету.

Возможно, своим долгожительством это платье обязано тому, что родилось оно на переломе исторических эпох. Начало прошлого века ознаменовалось тем, что женщина, почувствовав себя тоже человеком, потребовала больше свободы. В том числе и в одежде. Знаменитый француз Поль Пуаре предложил дамам отказаться от сковывающих их неудобных корсетов, совершив маленькую революцию. Потом чуть-чуть поднялся край юбки, обнажив лодыжки.

А жизнь все энергичнее убыстряла свой ритм. Пытаясь успеть за ней, женщины отказывались от многих привычных ранее вещей и завоевывали мужское пространство – в том числе и в одежде. Они примерили на себя знаменитые холщовые толстовки, трикотажные вещи, жилеты, мужские рубашки и в конце концов переоделись в брюки. Каждое из этих нововведений носило несколько политический оттенок и становилось маленькой революцией в мире моды.

Но одновременно с этим женская одежда понемногу начинала терять свою сексуальность и изысканность. Борьба за равенство полов приводила к печальной уравниловке, к унисексу во внешнем виде. Добившись права работать, голосовать и делать аборты, женщины утратили на время что-то очень важное.

Видимо, этот момент как раз и уловила Коко Шанель, которая умудрялась невероятно удачно совмещать революционные новации с вызывающей женственностью своих моделей. Придуманная ею женщина, даже надев брюки и примитивную матроску, могла остаться именно женщиной до мозга костей. И особенно ярко вся ее женская суть неожиданно проявлялась именно на фоне такого, казалось бы, безыскусного, простоватого и безликого одеяния, как маленькое черное платье.

Это было действительно очень простое платье из черного муслина с полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами. Его отличали невероятно точный, выверенный крой и революционная длина юбки. Кстати, Коко Шанель считала, что низ платья (юбки) нельзя поднимать выше колена, поскольку редко какая женщина может похвастаться безупречной красотой этой части тела. Так что длина ее бессмертного творения замерла на уровне середины колена.

Отличали это платье не только цвет (черный тогда носили редко, он – особенно после недавней мировой войны и российской революции – ассоциировался с трауром), но и необычная для женской одежды, подчеркнутая простота и лаконичность. Никаких оборочек, рюшечек, воланчиков, складочек, пуговичек и бантиков. Единственное, что позволила себе Коко Шанель, предлагая эту модель, -- украсить ее длинной ниткой белоснежного натурального жемчуга. Это только подчеркнуло ее изысканность.

И с тех пор уже почти век маленькое черное платье царствует на самой вершине Олимпа, не уступая своих позиций ни на йоту. Каждый знаменитый дизайнер одежды, сделавший себе имя в мире высокой моды, считал своим долгом улучшить и усовершенствовать творения мадам Шанель. Они укорачивают юбку, увеличивают декольте, расширяют рукава, облепливают все, что можно, пуговицами и оборками, придумывают невероятно оригинальную (в чем-то даже революционную) отделку с использованием самых передовых современных технологичных материалов, но маленькое черное платье стряхивает с себя все эти новшества, словно брызги воды, и остается сиять на Олимпе моды во всей своей изысканности и прелести.

Очередной всплеск интереса к творению мадам Шанель пришелся как раз на минувшую зиму. Триумфальное возвращение на мировые подиумы черного цвета не могло не обратить взоры кутюрье к этому фасону. Кто-то предложил в очередной раз укоротить низ, опустить и сделать квадратным вырез, поднять линию талии практически под грудь и расширить юбку. Получился симпатичный стиль “бэби-долл”, напоминавший скорее о кукле Барби, чем об элегантности и изысканности Коко Шанель. Другие (например, Том Форд для Гуччи) украсили неожиданными металлическими молниями. Это, конечно, соответствует духу наступившего XXI века, но совершенно противоречит самому духу элегантной классики, которым пропитано творение Коко Шанель.

В сезоне весна-лето/2002 ведущие дизайнеры вновь обратились к этому фасону и вновь попытались его усовершенствовать. Lawrence Steele, сохранив общий силуэт, сделал вырез под горлышко и обрезал асимметрично один рукав. А Richard Edwards обрезал оба рукава, открыв плечи. Givenchy в свою очередь увеличил объемы, изменил вырез на V-образный, добавил экстравагантный пояс. D&G, оттолкнувшись от классического фасона и вдохновившись им, добавил мелкую светлую полоску и лиф платья сделал в форме корсета со шнуровкой... В общем, все было, как всегда. После чего на вершине пьедестала по-прежнему осталось маленькое черное платье, а все остальное расположилось в виде не очень удачной иллюстрации где-то поблизости.

В России изначально этот фасон был не слишком популярен. Во-первых, натура у нас широкая и в чем-то даже купеческая. Она требует побольше украшательства и поярче расцветки. Во-вторых, генетически комплекция россиянок, увы, мало приспособлена к этим обтекаемым формам, облегающим силуэтам и приподнятым подолам. И лишь сегодня творение мадам Шанель начинает понемногу завоевывать российские просторы. Все больше женщин уходит в бизнес, все больше россиянок начинают чувствовать себя не только домохозяйками и хранительницами очага, а также вечно вторыми в бизнес-отношениях. А потому нам ближе и роднее становятся культурные завоевания продвинутого демократичного Запада, каковым, собственно, и является маленькое платье Шанель.

И все же – как и с чем его стоит носить? Вообще-то, это универсальная модель, подходящая и для офиса, и для театра. Добавьте к нему классический немного приталенный жакет (не обязательно черный – можно серый или в мелкий рисунок) или клубный пиджак, туфли на классическом английском каблуке в один дюйм, украшения из серебра, черную кожаную папку или портфель – и вот вы элегантная бизнес-вумен. Набросьте жакет в модном стиле сафари, яркий шелковый платок и наденьте мокасины – вы готовы к выезду за город. Захватите сумочку со стеклярусом или стразами, украсьте себя белым золотом с бриллиантами, наденьте атласные туфли-лодочки на высоком каблуке, набросьте кружевную шаль и испанскую черную мантилью в духе современной этнос-моды – и все мужчины в ресторане или на вечеринке будут смотреть только на вас.

Галина ЮДАХИНА.