«Источник утешения, своего рода мать»: какую женщину подсознательно хочет видеть рядом Виталий Гогунский
© Starface.ru
Актер Виталий Гогунский оказался в центре скандала после того, как заявил, что у женщин не может быть рядом с мужчиной плохого настроения. Позже звезда сериала «Универ» попытался оправдаться и заверил, что его просто неправильно поняли, однако актеру не поверили. Что на самом деле скрывается за неосторожно брошенной Гогунским фразой? На этот вопрос сайту «Страсти» ответила клинический и семейный психолог, автор психологии динамического баланса Psy-Try, КБТ, РЭПТ и схема-терапевт, член ISQOLS Татьяна Чернякова.
«Эта фраза является отражением модели мышления, в которой чувства одного из партнеров рассматриваются через призму их удобства для другого человека. Своеобразная попытка обезопасить себя от сложных эмоций партнера за счёт его самоограничения и восстановить личный контроль в зоне эмоционального риска. Обнажив суть этой фразы, мы получим: “Если тебе плохо, мне тяжело. А поскольку мне тяжело, тебе не должно быть плохо”»
Как пояснила психолог, неспособность выдерживать чужие чувства — один из признаков эмоциональной незрелости. Человеку сложно оставаться в контакте с партнёром, если его эмоциональное состояние выбивается из «комфортной нормы». Это связано с низкой переносимостью фрустрации (состояния, которое возникает, когда человек не может удовлетворить какую-то потребность и достичь поставленной цели), дефицитом навыков саморегуляции и с высоким уровнем собственной тревоги.
К сожалению или к счастью, настроение не предмет контроля. Это отражение нейрофизиологического и психоэмоционального состояния человека, а не его поведенческий выбор. Поэтому, когда взрослый человек требует от другого «не быть в плохом настроении рядом», он фактически отрицает саму структуру психической реальности, где эмоции динамичны, непредсказуемы и действительно не всегда социально одобряемы. С таким же успехом можно бороться с ветряными мельницами.
«За требованием «быть всегда в хорошем настроении» скрывается не злой умысел, а психологическая регрессия: бессознательная попытка вернуть себе ощущение стабильности. Женщина в такой системе координат превращается в источник утешения, своего рода «мать», которая не должна расстраиваться, чтобы не тревожить ребёнка. Это проявление незавершённого процесса сепарации и внутренней зависимости. Иногда за этими эмоциями считывается манипуляция. Это добавляет негатива»
Как заверила специалист, на практике подобные установки не смогут укрепить отношения. Даже если женщина начнет избегать свободного выражения чувств, чтобы «не портить атмосферу», она будет всё больше замыкаться в себе. Соответственно, мужчина потеряет доступ к реальному эмоциональному состоянию партнёрши, потому что будет видеть только «вычищенную», адаптированную версию. И оба окажутся в изоляции, хотя формально останутся вместе.
«Это классическая динамика в парах, где присутствует эмоциональное подавление: внешняя гармония при внутреннем отчуждении. Поэтому даже если представить, что Виталий получит те реакции, о которых он говорит, с большой долей вероятности, это не приведет к удовлетворенности отношениями. Совместное проживание отрицательных реакций является неотъемлемой частью эмоциональной близости в паре. Преодоление, каким бы странным это ни казалось, — это часть пути к счастью. Никто не обязан быть удобным. Мы имеем право быть разными: радостными, уставшими, молчаливыми, раздражёнными. Эмоции — это не сбой в системе, а её неотъемлемая часть. У человека есть безусловное право свободного выбора: вместе проходить через трудности или предпочесть вызовам одиночество»