Образ жизни

Затерянные во времени... отпускники

Задолго до вожделенного отпуска мы начинаем строить планы: где будем отдыхать? Все чаще останавливаем выбор на других странах – ведь наши «отечественные» курорты изучены вдоль и поперек с самого детства, а очень хочется «мир повидать»! Вот только зачастую долгожданная поездка оказывается совсем не такой, как мы мечтали: перемена климата, чужая речь, непривычная пища, а главное - ужасный дискомфорт от перемены часовых поясов. У этого явления даже есть название – десинхроноз.

Задолго до вожделенного отпуска мы начинаем строить планы: где будем отдыхать? Все чаще останавливаем выбор на других странах – ведь наши «отечественные» курорты изучены вдоль и поперек с самого детства, а очень хочется «мир повидать»! Вот только зачастую долгожданная поездка оказывается совсем не такой, как мы мечтали: перемена климата, чужая речь, непривычная пища, а главное - ужасный дискомфорт от перемены часовых поясов. У этого явления даже есть название – десинхроноз.

В чем он выражается? Например, мы хотели с первого дня в далекой стране включиться в «культурную программу», а вместо этого провалялись в номере с головной болью и ощущением полной разбитости. Когда нам захотелось спать, за окном взошло солнце; когда мы проснулись - оно, как назло, село. А когда все вокруг уснули, нам отчаянно захотелось есть. И хотя обычно на перестройку личных биоритмов здорового человека уходит два - три дня, очень обидно их терять, когда в нашем распоряжении всего десять – двенадцать дней отпуска. Ну, а если кто-то и без того страдает бессонницей, гипертонией или гипотонией, или испытывает синдром хронической усталости, «перевод стрелок» может сопровождаться плохим сном, раздражительностью, заторможенными рефлексами и желудочно-кишечными расстройствами.

считают ученые. Исследования показали, что сдвиг режима даже на два – три часа серьезно ослабляет результативность вроде бы отлично подготовленных спортсменов. Проанализировав результаты работы дипломатов, бизнесменов и политиков, хронобиологи отметили отрицательное влияние смены часовых поясов на решения, которые принимает человек, совершивший длительный перелет.

Но даже если мы не спортсмены, не дипломаты и полетели на другой континент не для заключения Пакта о ненападении или ловкой махинации по выкупу контрольного пакета Microsoft; все равно хотелось бы избежать неприятных ощущений – ведь дни отпуска так быстротечны, а воспоминания о них согревают нас целую долгую зиму…

Жюль Верн к примеру, жил в то счастливое время, когда можно было проплыть вокруг света за восемьдесят дней и не испытать никакого десинхроноза. Что он и сделал в 1873 году. До того, как были изобретены самолеты, осуществить «марш бросок» через несколько часовых поясов могли только писатели – фантасты. В своих книжках. В жизни же все было по-другому. Путешествуя, человек медленно и незаметно переходил из одного часового пояса в другой. Именно появление реактивных самолетов принесло неожиданный «побочный эффект»: быстрое перемещение человека в пространстве выводит биологические ритмы из гармонии с окружающей средой и друг с другом. Десинхроноз – это результат борьбы привычной и новой часовых зон за контроль над организмом.

это температурный ритм и ритм сна/бодрствования. Во время сна, как известно, температура тела падает. Когда нам хочется спать, организм переходит на другой температурный режим. В случае же путешествия по часовым поясам, мы можем приехать в отель и основательно уложить себя в постель, но если в Москве в это время полдень, температура нашего тела не позволяет уснуть: внутренние часы не проведешь..

От этого тоже многое зависит: обычно передвижение на восток происходит болезненнее, чем на запад. При полете на запад биологические часы человека идут, хотя и медленнее, в ту же сторону, что и изменение времени; а при полете на восток – наоборот. Так что если хотите совершить кругосветное путешествие – двигайтесь, пожалуйста, на запад. Хотя нет правил без исключений. Например, хронобиологи отмечают: лица, страдающие депрессией, чувствуют улучшение, путешествуя на восток.

К такому выводу пришли английские специалисты П. Джаххар и М. Вэллер, которые обследовали несколько сотен путешественников, прибывших в лондонский аэропорт. Феномен объясняют тем, что неизбежное при перелете на восток недосыпание и сдвиг режима улучшают настроение. А еще,

Жаворонки, т.е. люди, которые просыпаются рано и рано засыпают, легче переносят перелеты на восток. А вот совам проще приспособиться,   прилетев на запад. Также хронобиологи отмечают, что быстрее и легче приспосабливаются к «новому времени» общительные экстраверты, а вот углубленным в себя интровертам это дается сложнее. Есть и возрастные критерии: чем старше человек, тем больше времени ему требуется для адаптации. И напоследок: период адаптации педантичных людей очень краток. Чем это вызвано, ученые пока не поняли…

Конечно, было бы идеальным решение не забираться слишком далеко: разницу в один – два часа можно легко пережить практически уже в первые сутки. Если же самолет понесет вас на огромное расстояние, хронобиологи разработали комплекс «смягчающих мероприятий»: