День воскрешения и свободы

   Так уж получилось, что по весне встречаются важнейшие церковные праздники многих конфессий. Наверное, период цветения и возрождения природы сам по себе с давних временно провоцирует верования, связанные с возрождением души, самого человеческого естества, самой жизни. Человек не может не радоваться, когда на смену зимним холодам и пасмурной хмури приходят яркая синева неба, птичий гомон, нежность первой травы, клейкость набухших почек. Отсюда и любовь к всяческим символам – от пасхального яйца до веточек вербы.

Так уж получилось, что по весне встречаются важнейшие церковные праздники многих конфессий. Наверное, период цветения и возрождения природы сам по себе с давних временно провоцирует верования, связанные с возрождением души, самого человеческого естества, самой жизни. Человек не может не радоваться, когда на смену зимним холодам и пасмурной хмури приходят яркая синева неба, птичий гомон, нежность первой травы, клейкость набухших почек. Отсюда и любовь к всяческим символам – от пасхального яйца до веточек вербы.

По большому счету между разными конфессиями христианства нет особого различия: и у католиков, и у православных бог один. О теологических нюансах знают, наверное, только дипломированные богословы. Для обывателя все различие заключается в том, что одна церковь подчиняется Папе Римскому, а другая – Патриарху Московскому и Всея Руси. Более того, первоначально христианская церковь была единой, но после распада Римской империи в IV веке нашей эры на западную и восточную части “католическая” (то есть “всеобщая”) церковь также разделилась, а два их предстоятеля предали друг друга анафеме.

Потом уже отношения окончательно испортились. Например, в V веке возник между церковными иерархами спор о том, имеет ли Христос одно или два тела (божественное и человеческое). Этот спор длился без малого 16 лет, а потом в чинное собрание ворвались фанатичные египетские монахи с топорами и криками: “Надвое рассеките признающих два естества!” Писцам при этом переломали пальцы, а митрополита загнали под стол и забили ногами. В историю это бурное мероприятия вошло под названием “Эфесский разбой” и привело к еще большему расколу, поскольку в итоге от христианства откололись Египет и Сирия. Так что богословские нюансы могут иногда иметь решающее значение для человеческих судеб.

Поначалу и Пасху (то есть воскрешение Христа после крестных мук и смерти) праздновали по-разному. На Востоке – на 14 день первого весеннего месяца, на Западе – в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Затем Первый Вселенский Собор постановил праздновать ее всегда в один день – в первое воскресенье, наступающее после первого весеннего полнолуния. Но из-за использования разных календарей (грегорианский или юлианский) все же возникает расхождение по датам.

Однако в отношении к главному празднику христианства – Пасхе – у католиков и православных отношение одинаковое. Нет особых отличий и в пасхальных службах, хотя считается, что в католичестве обрядовая сторона имеет меньшее значение. А главное для верующих – самолично пережить всю мистическую сущность праздника. Потому именно для католиков так важна последняя неделя Великого поста – Страстная неделя.

Вообще в подготовке к пасхальным торжествам есть несколько вех. Одна из важных – празднование входа Господня в Иерусалим, который в православии больше известен как Вербное воскресенье. Второй большой вехой становится Великий четверг – день, когда состоялась тайная вечеря и Иуда предал своего учителя. Именно в этот день верующие стараются причаститься крови и тела христова. В этот день в честь страстей Христовых в католических соборах перестает играть орган и не звучат колокола. Великая суббота накануне Пасхи – это день, когда освящаются куличи и начинается всенощная литургия, в ходе которой происходит освящение огня и зажигается большая пасхальная свеча, которая символизирует свет, что принес Христос в наш темный мир. И католики, и православные совершают крестный ход, который сопровождается колокольным звоном и музыкой (органной – у католиков, пением – у православных).

День воскрешения и свободы

Одной из главных православных традиций стала роспись и дарение пасхальных яичек, христосование, печение куличей. В православной церкви вообще праздник Пасхи более пышный, яркий, наполненный внешними броскими приметами. Наверное, здесь свою роль сыграло и то, что на Руси в этот период люди издавна радовались приходу весны и данальному физическому выживанию после долгой полуголодной зимы. Так эта пышность и сохранилась до наших времен. Католическое праздновании при всей радости, испытанной при вести о воскрешении Христа, все же обращено больше к душе и потому несет более аскетичный оттенок.

Однако, согласно Евангелию, смерть и воскрешение Христа совпали с днями иудейского праздника Пасха (Песах), который начал отмечаться задолго до рождения Христа. Так что на те же весенние дни приходится и древний иудейский праздник (или еврейская Пасха). Соответственно, он не связан с воскрешением Христа и несет несколько иной смысл, хотя также символизирует возрождение, обновление и свободу.

Пасха (Песах) – это праздник освобождения. Евреи долгое время жили в Египте под угнетением тамошнего фараона. Рабское существование, голод и жестокие побои, как утверждают библейские сказания, не сломили евреев. И, опасаясь их силы, фараон повелел топить в водах Нила всех рождающихся мальчиков. Одного из них (Моше или Моисея, что означает “вынутый из воды”) удалось спасти фараонской дочери. Мальчик вырос при дворе, но вынужден был бежать в соседнюю страну.

Там он женился, родил сына и все это время пас скот. Однажды он увидел куст терновника, который “горит огнем, но не сгорает”. Оттуда раздался голос бога, который повелел Моисею вернуться в Египет и вывести оттуда всех евреев в так называемый Ханаан (“землю, текущую молоком и медом”). Чтобы заставить фараона отпустить иудеев с миром, бог обрушил на его страну девять “казней египетских” -- воды Нила превратились в кровь, землю заполнили бесчисленные жабы и злые насекомые, погиб весь скот, египтяне заболели и покрылись нарывами, град побил посевы, а полчища саранчи опустошили сады. А в каждой семье умер первенец. Только еврейские семьи были спасены от этого. Смерть обошла стороной те дома, где притолоки и косяки были помазаны кровью однолетнего ребенка.

День воскрешения и свободы

В конце концов евреи вынуждены были тайно бежать из Египта. Воды моря расступились перед ними, а затем поглотили войско фараона. Сорок лет Моисей водил свой народ по пустыне, чтобы выросло новое поколение, которое не знало рабства. Вот в память об этих событиях и отмечается Песах – праздник к освобождения. Причем этот день не обязательно приходится на воскресенье. Он наступает 15 числа месяца нисан, когда земля покрывается зеленью. В нынешнем году, например, Песах праздновали 17 апреля. А вообще он длится восемь дней. Причем самые строгие (в смысле поста и обрядов) приходятся на первые два и последние два дня (что напоминает Страстную неделю христианства).

Накануне Песаха принято убирать из дома так называемый хамец, то есть любые продукты, изготовленные с помощью брожения. Собираясь бежать из Египта, евреи готовили хлеб в дорогу, но они не могли ждать, когда взойдет тесто, поэтому хлеб быстро пекли просто на камнях под солнцем пустыни. Оттого он получался пресным, жестким и плоским. В память об этом на Песах едят пресную и плоскую мацу.

Главное для еврейской Пасхи – это так называемый Седер. Это семейный праздничный ужин, на который собирается вся родня. Посуда, которая в этот день ставится на стол, используется только раз в году и тщательно уберегается от любых продуктов с брожением. На специальное блюдо (кеара) кладется кусочек жареного мяса на косточке, который символизирует того самого жертвенного ягненка, уберегшего еврейских детей от смерти. Здесь же помещается сваренное вкрутую яйцо как символ жизни (что также перекликается с христианскими символами). Рядом кладут горькую зелень (чаще всего корень хрена) как символ горькой жизни в рабстве и так называемый харосет – слепленные в коричневый комочек тертые яблоки, толченые орехи, финики. Это становится символом глины, из которой в тяжком подневольном труде евреи готовили кирпичи.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые в рабстве, и воды моря, которые расступились при исходе евреев из Египта. А также выпивают четыре бокала вина, обязательно налив пятый бокал для пророка Илии, который однажды должен вернуться накануне Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении “дня господня, великого и страшного”. Цветы и свечи на столе, как и в христианстве, символизируют свет в душе каждого сидящего за столом.

Галина ЮДАХИНА.