Наверняка многие родители сталкивались с проблемой, когда ребёнок не хочет учиться. Зачастую мы, взрослые, при возникновении любых проблем с ребенком склонны винить в этом самого ребенка: «он ленив, раз не хочет делать уроки», «ничего его в этой жизни не интересует», «все делает не так, как надо», «игнорирует наши мудрые советы». Может, мы делаем что-то не так, раз не получаем желаемого результата?

Наверняка многие родители сталкивались с проблемой, когда ребёнок не хочет учиться. Зачастую мы, взрослые, при возникновении любых проблем с ребенком склонны винить в этом самого ребенка: «он ленив, раз не хочет делать уроки», «ничего его в этой жизни не интересует», «все делает не так, как надо», «игнорирует наши мудрые советы». Может, мы делаем что-то не так, раз не получаем желаемого результата?

Как выяснить причину?

Если ребенок не хочет учиться, то:

Подумайте об этом без лишних эмоций

Недаром говорят: «Холодный ум – достоинство мудреца, не кипятись, не горячись никогда». Давно известно, что все сложности легче решаются в спокойном, уравновешенном состоянии. Ребенку очень важно знать, что его родитель мудр, спокоен и уверен в успехе.

Выясните причину нежелания учиться

Основными причинами отказа от обучения являются:

  • ссоры с одноклассниками,
  • конфликты с педагогом или антипатия к педагогу,
  • неинтересные предметы (скука),
  • неподходящий режим дня (например, трудно вставать утром),
  • хроническая усталость, стресс,
  • надоело учить уроки и др.

Само собой, как следователь, выяснять причину не стоит. Если вы спросите ребенка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «Что, опять у тебя учительница – дура?» - у вас решить проблему не получится. Ребенку и так сложно заново возвращаться в травмирующую ситуацию, а от него еще и требуется рассказать о ней.

Разговор не должен выглядеть спланированным: заговорите с ребенком о школе между прочим. Например, посмотрите вместе детский фильм про школу, так вы можете обсудить нерадивых учеников, сердитых преподавателей, конфликты между учащимися.

Позвольте ребенку выразить свое отношение к той или иной ситуации, и только потом узнайте, как обстоят его школьные дела. Похожи ли его учителя на учителей в этом фильме? Какие они – лучше, хуже, внимательнее, мудрее?

Пусть он сравнит учеников в фильме со своими одноклассниками, а школу из фильма – со своей. А возможно, он вообще расскажет о том, что задают так много уроков, что голова постоянно болит и хочется убежать в чистое поле, как сделали дети в этом фильме.

И вот вы выяснили причину - но как же сделать так, чтобы у ребенка появилось желание ходить в школу и учиться? Об этом мы расскажем далее.

Ссоры с одноклассниками

Андрей – очень бойкий мальчишка. Чуть что – сразу пускает кулаки в ход. От его кулаков страдает весь класс. Одноклассники тоже не остаются в долгу – Андрей постоянно ходит с синяками и шишками. Родители поначалу не придавали этому значения – все мальчишки дерутся. Пока однажды Андрей не отказался идти в школу: накануне его сильно избили «враги».

Как быть, если ребенок не хочет учиться?

Наиболее распространенное поведение многих родителей – физическое наказание за драки. Но такое наказание не устраняет самой причины конфликта, ребенок становится более хитрым, более осторожным, чтобы его не наказывали в будущем. Что же делать?

  1. Принять чувства ребенка: «Ты был очень разозлен на него?»
  2. Указать способ правильного поведения: «Если тебе что-то не нравится, ты можешь сказать ему об этом словами, а не кулаками».
  3. Указать личное мнение, без оскорблений личности: «Драки мне не по душе».
  4. Описать свои ожидания: «Я верю, что ты будешь действовать с миром».
  5. Вместе подумать, как можно исправить ситуацию: «Ты можешь быть более дружелюбным с одноклассниками? Тогда они не будут считать тебя драчуном. Можешь подойти к учителю и сказать о своем решении».
  6. Предложить альтернативу драке. Если драка назревает, можно сказать сопернику: «Я так рассержен!» - и побоксировать воздух, чтобы дать разрядку рукам. Придумайте свои варианты альтернативы.

Конфликты с педагогом

«Ненавижу химичку, - кричит, возвратясь из школы, Дима, - она просто дура!» - «Как ты можешь так говорить об учительнице? - возмущается в ответ мама. - Этот человек намного старше тебя, и ты должен ее уважать!» - «Она мне поставила двойку ни за что!» - «А что ты такого сделал?» - «Я всего лишь забыл дома учебник!» - «А чего ты ожидал, если приходишь на урок неподготовленным?» - «Ничего ты не понимаешь! Не пойду больше в школу!» – кричит Дима и скрывается за дверью.

Многим родителям проще игнорировать чувства ребенка, автоматически вставая на защиту репутации учителя. Некоторые и вовсе соглашаются с мнением детей: «А твоя училка и вправду – дура», также игнорируя чувства ребенка и разрешая ему нелицеприятно отзываться о старших. Покажем на примере, как следует поступить:

  • Я ненавижу химичку! Она просто дура!
  • Похоже, ты зол (принимаем чувства ребенка).
  • Она мне поставила двойку за то, что я забыл учебник.
  • Да, неприятно вышло (применяем способ активного слушания). А тебе хотелось бы не забывать? (моделируем начало альтернативы).
  • Да. Может быть. Я могу проверять учебники перед выходом (ребенок сам находит решение).
  • Ну вот, ты и разработал собственную стратегию (вывод).

Скучные предметы или лень-матушка

Лень обычно распространяется на скучные и неинтересные для ребенка предметы. Главная задача родителя – превратить отношение к учебному процессу как к чему-то приключенческому, игровому и познавательному.

Объясните ребенку, что учеба – это как компьютерная игра: прошел один уровень, попал в более усложненный, который тоже надо пройти, а в конце нужно выйти победителем. Внушайте ему дух соревнования и спортивный интерес. Поощряйте и одобряйте любые продвижения ребенка.

Не стоит в данном случае:

  • сравнивать его достижения с достижениями других детей (даже если его достижения выше);
  • стоять над душой у ребенка с лозунгом «Учиться, учиться и еще раз учиться», - это может вызвать отвращение к учебе;
  • подстегивать интерес к нелюбимым предметам положительными примерами: равняйся на того-то и того-то. В конечном итоге ребенок начнет ненавидеть не только этого человека, но и весь учебный процесс.

Трудно вставать утром

Каждое утро для Лены и ее родителей – это испытание крепости нервов. Лену поднимает вся семья с боем, воплями, затрещинами и взаимными оскорблениями. «Не хочу я в вашу школу, – кричит она. - Вам надо – идите сами».

Как быть, если ребенок не хочет учиться?

Типичная ситуация, неправда ли? Что говорят родители в таких случаях? «А тебя никто не спрашивает! Сколько трудов было попасть в эту гимназию!», «Что поделаешь? Учиться надо», «Ну-ка прекрати свои нюни! Быстро встал!». Но что бы вы ни говорили, ребенку нужно, чтобы его чувства были признаны. Итак, что делать?

  1. Задайте направляющий вопрос: «Кажется, тебе не хочется идти в школу?» Ребенок начнет жаловаться, рассказывать о том, что беспокоит. Внимательно, без критики, выслушайте его.
  2. Разделите чувства: «Да, очень неприятно так рано вставать каждый день».
  3. Предложите пофантазировать: «Было бы неплохо вставать к 14.00, правда?»
  4. Ребенок, скорее всего, возразит, что тогда бы уроки заканчивались очень поздно.
  5. Мотивируйте на решение вопроса: «А что мы могли бы сделать?»
  6. Ребенок: «Наверно, пораньше ложиться, чтоб легче было вставать по утрам».

Хроническая усталость и стресс

Иногда причиной нежелания учиться может стать сильная усталость. Если не обращать на нее внимания, в более взрослом возрасте ребенок легко может заработать вегето-сосудистую дистонию, давление и прочие неприятности.

Как быть, если ребенок не хочет учиться?

Определите, как устает ваш ребенок. Если усталость физическая – освободите его от дополнительных занятий, например, спортивных или каких-либо вечерних, особенно если ехать очень далеко, и ребенок поздно возвращается домой.

Плохая концентрация внимания, рассеянность, недостаточное восприятие материала – это признаки умственной усталости. В таком случае, организуйте физическую нагрузку для ребенка – прогулки на свежем воздухе, желательно активные, спортивные занятия, танцы, плавание. А компьютерные, настольные игры, кроссворды отложите на время.

У особо впечатлительных детей легко развивается эмоциональная усталость. Они устают от быстро меняющихся событий в течение дня, стычек одноклассников, негативных историй, прочитанных в книгах, журналах, увиденных по телевизору. Организуйте такому впечатлительному малышу «добрые часы». Вместе посмотрите добрый мультфильм, вместе сделайте интересную поделку, девочек можно научить вязать, вышивать, плести из бисера и делать из пластики различные украшения.

Надоело учить уроки!

«Не хочу учиться, надоело! Каждый день уроки задают!» – возмущается Таня. Мама Тани тоже недовольна. Дочка до последнего тянет с уроками: то она хочет есть, то смотреть телевизор. Уже время близится ко сну, а половина так и не сделана. Мама уже устала ее подпинывать…

Кто-то из родителей за уроки детей садится сам, кто-то скандалит до последнего, кто-то цербером стоит над «великим мучеником» и ждет, когда все закончится. Такие способы не приводят к желаемым результатам. Как решить проблему?

  1. Опишите проблему безоценочно: «Уже вечер, уроки не сделаны».
  2. Дайте информацию: «Легче делать задания, когда есть силы. Лучше всего сразу после обеда или прогулки».
  3. Предложите выбор: «С чего ты хочешь начать? С математики или истории?» Обычно советуют начинать со сложных уроков. Потом будет меньше сил.
  4. Опишите свои чувства: «Я сержусь, когда ты тянешь с уроками» или «Я очень волнуюсь, что тебя завтра спросят, а ты не готова».
  5. Мотивировать на решение вопроса: «А что мы могли бы сделать?»
  6. Сформировать вместе с ребенком удобный и приятный вариант, например: «Садиться за уроки после прогулки в 15.00. Мама придет и проверит их в 18.00. После того, как все решено, мы можем вместе поиграть во что-нибудь».
  7. Придумать вместе с ребенком творческие напоминалки и задорные стишки. Например, нарисовать красивый рисунок или сделать коллаж из журнальных вырезок, подписать: «Танечка, учебники по тебе соскучились», «Делу время, а потехе – час», «Все решишь ты поскорей – сразу будешь веселей!» и повесить на видном месте и т.д.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог