Какой бы сложной проблема не была - с помощью песочной терапии вы подберете ключ к ее решению. А поможет нам в этом психотерапевт, песочный терапевт Татьяна Горбачева.

Как это работает?

По теме

Часто мы не можем найти слов для объяснения своих трудностей, боли или конфликта. Мы не понимаем причины происходящего с нами, не видим решения возникших проблем. Песочная терапия дает человеку возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. То есть образы становятся языком, с помощью которого мы можем сообщить тот или иной бессознательный материал психологу и себе.

Как и в арт-терапии, визуальная форма помогает избежать объяснений, которых порой просто нет. Другое преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет нам воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Этот процесс игры «продвигает» человека от ощущения «пострадавшего» к тому, чтобы он чувствовал себя «создателем» своей жизни.

Таким образом, сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом песочный опыт переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека.

Изначально использовавшаяся как игровая среда для детей, песочная терапия быстро стала методом, который можно применять в работе со взрослыми, парами, семьями, в группах личностного роста, на тренингах. С помощью песочной терапии люди избавляются:

  • от попадания в одни и те же ситуации (частые падения, травмы, потеря денег, ценностей или документов, ссоры с близкими и родными, правонарушения, опоздания, выбор неподходящего партнера);
  • от повышенной тревожности, внутреннего напряжения и страхов;
  • от негативных реакций на перемены в семье: развод, измена, потеря кого-либо;
  • некомфортных взаимоотношений с руководителями;
  • от психологических травм после операций, аварий, стихийных бедствий, насилия;
  • от фобий;
  • от тяжелых воспоминаний.

Хорошо работает данная методика и с детьми. Используя игру в песочнице, можно:

  • найти контакт с ребенком;
  • помочь ему в адаптации к детскому саду или школе;
  • избавиться от психосоматических диагнозов, страхов, тревожности.

Ни возраст, ни национальность, ни образование не являются препятствием к участию в песочной терапии. Что касается детей, то как только ребенок начнет понимать простые правила терапевтической игры (не разбрасывать и не есть песок), он уже может приходить на сеансы (примерно с трех лет). Сеанс терапии  длится от одного до двух часов. Для детей — от 20 минут до часа.

Установка на самоисцеление

Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние, увеличивают понимание человеком себя. Это подтверждает и история. Карл Густав Юнг начал использовать песочную терапию, когда ушел в «самостоятельное плавание» от Зигмунда Фрейда. Он очень переживал и сомневался в своих силах, ужасно мучился, расставшись с великим психиатром. Обрести себя, почувствовать почву под ногами ему помогла песочная терапия. Юнг проводил дни на берегу Женевского озера и выстраивал там композиции из камней, палок, песка. Сначала ему казалось, что руки делают какую-то бессмыслицу. Но постепенно Юнгу становилось лучше. Он стал внимательнее относиться к тому, что у него получалось, и признал, что именно эти композиции помогли выйти из кризиса. Отсюда и пошел термин «юнгианская песочница».

Самостоятельная работа

Если вы мысленно прокручиваете какую-то ситуацию или раз за разом рассказываете друзьям про одну и ту же неприятную историю, случившуюся с вами, попробуйте сделать следующее:

  • запишите всех участников этой ситуации на лист бумаги;
  • найдите и назначьте каждому из вашего списка предмет: мелочи, которые есть у вас дома, маленькие фигурки, принесите с прогулки камешки, палочки, шишки;
  • сделайте из предметов композицию. При этом постарайтесь долго не думать, а лучше доверьтесь рукам;
  • посмотрите на композицию и поймите свои чувства;
  • оставьте эту композицию постоять некоторое время на виду;
  • меняйте расположение фигур, если вы чуствуете потребность и готовность это сделать;
  • обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к ситуации, что происходит с вами, когда вы взаимодействуете с реальными участниками событий. Скорее всего, у вас уже не будет потребности рассказывать всем подряд про то, что произошло.