passion.ru
Опубликовано 11 марта 2017, 00:00

Пузырь фильтров: как Интернет принимает за вас решения

Вы каждый день пользуетесь поисковой системой и вряд ли подозреваете, что получаете лишь ту информацию, которую хотите видеть. Как это возможно?
Пузырь фильтров: как Интернет принимает за вас решения

Допустим, вы намереваетесь выяснить, стоит ли делать прививки ребенку или куда поехать в отпуск. По введенному запросу Интернет представит несколько тысяч ссылок. Десять самых популярных вариантов появятся на первой странице, и их содержание будет зависеть от вашей поисковой истории, списка друзей, региона и еще более чем 200 так называемых «сигналов», которые делают поиск персонализированным.

С одной стороны, это удобно: вы получаете статьи, рекламу и предложения в друзья, которые вам заведомо любопытны. Такой подход экономит время. Но с другой, он вас ограничивает. Информация, которую вы читаете, нацелена на сохранение статуса кво: она поддерживает сложившиеся убеждения и привычки.

Это явление Эли Парайзер назвал «пузырем фильтров» и описал в книге The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding From You («Пузырь фильтров: что Интернет прячет от вас»). В ней интернет-активист объясняет, что вы видите результаты поиска в соответствии с тем, какие страницы открывали раньше. Более того, каждый новый клик усиливает фильтр, приводя к тому, что вы будете получать похожую информацию вновь и вновь.

Персонализированный поиск вмешивается во все области жизни. Если ваш основной интерес — какие знаменитые пары ждут первенца и кто из певиц увеличил грудь, то контроль со стороны Интернета вам не навредит. В других обстоятельствах его вмешательство может быть разрушительно.

Пузырь фильтров: как Интернет принимает за вас решения

Здоровье. Обращение к Интернету за первой медицинской помощью уже приобрело название «Доктор Google». Наверняка вы не раз ставили себе диагнозы и выбирали таблетки на специализированных сайтах. Что здесь опасного, кроме риска умереть от опечатки? Для ответа вернемся к примеру с вакцинацией: если раньше вы читали тексты о вреде прививок, то и при новом запросе получите лишь негативные отзывы врачей и описания побочных эффектов. В итоге вы не сможете составить объективное мнение и подвергнете ребенка опасности. Так, в 2014 году в Америке была зафиксирована вспышка кори, потому что родители отказались от вакцин, считая их неэффективными на основе найденной в Интернете однобокой информации.

Политика и социальная жизнь. Некоторые обозреватели объясняют победу Дональда Трампа на президентских выборах в США и последующие волнения действием пузыря фильтров. Избиратели были изолированы от всесторонних данных (в частности, от статей о поступках другого кадидата) и считали свой выбор единственно правильным. Это макроуровень, затрагивающий страну в целом. А есть и микро: когда Интернет меняет ваши планы. Например, при вводе запроса «Турция» на основе вашего прошлого поискового опыта вы узнаете или о скидках на отдых, или о терактах.

Дружба. Допустим, в социальных сетях (этот эффект в первую очередь характерен для Facebook) половина вашего списка контактов любит собак, другая — кошек. Друзья дороги вам одинаково. Но в силу личных пристрастий вы открываете и лайкаете посты лишь с мурзиками и васьками. И постепенно ваши знакомые-собаколюбы исчезнут из ленты новостей, даже если начнут выкладывать снимки попугаев. Вы буквально потеряете их из виду, что постепенно скажется на отношениях (скорее всего, вы будете реже созваниваться и встречаться).

Финансы и покупки. Если вы пользуетесь Youtube, то замечали, как реклама подстраивается под вас: товары соответствуют вам по полу, возрасту, наличию детей и даже сфере интересов. Через ролики Интернет диктует вам, что покупать. Приходя в магазин, вы сосредотачиваете внимание на том бренде, который чаще мелькал перед глазами, и безосновательно считаете его продукты более качественными, чем остальные.

Пузырь фильтров: как Интернет принимает за вас решения

Конечно, знание о пузыре фильтров не должно становиться причиной паранойи, из-за которой вы забросите использование Интернета. Тем более есть меры, которые вы можете предпринять, чтобы поисковые машины не предлагали вам непроверенные диеты, если вы хотите похудеть, и не подсовывали посредственную комедию, если вы ищете развлечение для дождливого вечера.

  • Чистите историю веб-поиска или отмечайте галочкой, чтобы браузер ее не запоминал. В качестве альтернативы пользуйтесь системой «в режиме инкогнито» или выходите из аккаунта (почтового ящика), если у вас Gmail или Яндекс.
  • Удаляйте регулярно cookie-файлы. В этом случае вы жертвуете небольшим удобством: вам придется вводить заново все логины и пароли. Но зато компьютер не будет передавать посещаемым сайтам сведения о ваших действиях.
  • Скройте персональные данные в социальных сетях. Информация, в каких случаях вы нажимаете «Нравится» или «Like», нередко продается коммерческим компаниям. Из нее они узнают ваше имя, пол, возраст, город, увлечения — в общем, гораздо больше, чем вы хотели бы рассказать о себе посторонним. Не показывайте всему миру дату рождения, номер телефона, место работы, если нет особой необходимости.

Эти действия не избавят вас полностью от пузыря фильтров, но сделают вас более доступной для сбалансированного информационного потока.

Фото: istockphoto.com