Вы каждый день пользуетесь поисковой системой и вряд ли подозреваете, что получаете лишь ту информацию, которую хотите видеть. Как это возможно?

Допустим, вы намереваетесь выяснить, стоит ли делать прививки ребенку или куда поехать в отпуск. По введенному запросу Интернет представит несколько тысяч ссылок. Десять самых популярных вариантов появятся на первой странице, и их содержание будет зависеть от вашей поисковой истории, списка друзей, региона и еще более чем 200 так называемых «сигналов», которые делают поиск персонализированным.

С одной стороны, это удобно: вы получаете статьи, рекламу и предложения в друзья, которые вам заведомо любопытны. Такой подход экономит время. Но с другой, он вас ограничивает. Информация, которую вы читаете, нацелена на сохранение статуса кво: она поддерживает сложившиеся убеждения и привычки.

Это явление Эли Парайзер назвал «пузырем фильтров» и описал в книге The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding From You («Пузырь фильтров: что Интернет прячет от вас»). В ней интернет-активист объясняет, что вы видите результаты поиска в соответствии с тем, какие страницы открывали раньше. Более того, каждый новый клик усиливает фильтр, приводя к тому, что вы будете получать похожую информацию вновь и вновь.

Персонализированный поиск вмешивается во все области жизни. Если ваш основной интерес — какие знаменитые пары ждут первенца и кто из певиц увеличил грудь, то контроль со стороны Интернета вам не навредит. В других обстоятельствах его вмешательство может быть разрушительно.