passion.ru
Опубликовано 29 февраля 2016, 00:00

Во что играют наши дети. Часть 3. 8-12 лет

Начальная школа — переломный момент в жизни и ребенка, и всей семьи. Меняется все. И только кажется, что игрушки остались прежними.
Во что играют наши дети. Часть 3. 8-12 лет

Это этап психологического взросления — возможно, даже более важный, чем пубертат. Хотя бы потому, что лет с восьми игра перестает быть основной деятельностью ребенка. Теперь все серьезно, и игрушки тоже. Многие дети вообще предпочтут книжки игрушкам — и тем самым надолго избавят родителей от проблем и переживаний: гордись да радуйся! Впрочем, некоторые, начав самостоятельно читать, берутся воплощать в жизнь и перекраивать на свой лад книжные миры.

Но нельзя забывать, что даже те, кто читает книжки, даже те, кто до сих пор играет в игрушки, все равно смотрят телевизор и загружают компьютер… А родителей дома нет. А вечером все разговоры — про школу и уроки. И вы даже представить себе не можете, в каких мирах на самом деле бродят ваши дети.

Те же игрушки, что в детском саду

Те же игрушки, что в детском саду

Те же игрушки, что в детском саду

На первый взгляд вам может показаться, что в свои 10 дочка (с мальчиками такое реже происходит) играет все в те же игрушки, в которые играла в 5 лет: она упорно заказывает ко дню рождения или к Новому году очередную куклу Монстр Хай или маленького пони. Не совсем так. К 9-10 годам у детей складывается аналитическое мышление и появляется склонность все систематизировать, сравнивать-сопоставлять и раскладывать по полочкам — примерно в этот момент игрушки перестают быть игрушками и превращаются в объект коллекционирования. В тренде именно Monster High и Little Pony. Мальчишеские модные игрушки не так активно перекочевывают в школьную жизнь: лет с 9 те, кто не увлекся компьютерами или не погрузился в мир мелких деталек Lego, если и играют в Черепашек-ниндзя и людей-пауков, то не считают это предметом гордости.

Манга и аниме

Манга и аниме

Манга и аниме

Грубые взрослые, взглянув на картинки, могут подумать, что это одно и то же. Нет, Манга — это литература, аниме — кино. Ну, хорошо, манга — комиксы, аниме — мультики. Но у себя на родине, в Японии, то и другое считается высоким искусством. Для европейцев делают цветную мангу. Но классическая, правильная, издается в черно-белом варианте, поэтому дети 8-12 лет считают ее раскраской (родители, кстати, тоже) и некоторое время раскрашивают… А потом втягиваются. Причем не только девочки (хотя они, конечно, чаще), но и мальчики. Если после 12 лет им не надоест, то надо будет направить это странное увлечение в созидательное русло — отдать ребенка на курсы манги и аниме. А там, глядишь, он и японский язык начнет изучать. Пока же ваша задача — покупать комиксы на бумажных носителях. Аниме они сами скачают из интернета. Как, впрочем, и электронную версию манги. Однако поставьте в фильтрах родительского контроля слова хентай, этти, юри, яой: это эротика в жанре манга и аниме.

Гравити Фолз

Гравити Фолз

Гравити Фолз

Вообще-то, это мультфильм. На взрослый взгляд, несимпатичный. Но даже дети, не допущенные к компьютеру, его смотрели по каналу «Дисней». Это их первый мистический сериал.

Гравити Фолз (Gravity Falls) — название городка, где происходят странные вещи и встречаются странные существа. В городке некий дяденька по имени Стэн владеет туристическим агентством под названием «Хижина чудес», все самые странные странности случаются именно там. Однажды к Стэну приезжают внучатые племянники Диппер и Мэйбл, они находят в лесу неизвестно чей дневник, в котором описаны все аномалии Гравити Фолз, и начинают свое собственное расследование. Дальше уже накручено всякого — портал в параллельные миры, зомби, инопланетяне, маги с зельями и виртуальные персонажи, вползающие в реальность… Одним словом, X-files для младшего и среднего школьного возраста.

Поскольку главным действующим лицам — Дипперу и Мэйбл — по 12 лет, то 12-летние дети охотно прикидывают на себя их роли и досочиняют сюжеты, пытаясь предугадать финал очередной серии. Обычно они занимаются этим ВКонтакте: там десяток групп с этой тематикой, аудитория — от 10 000 до 80 000 участников и подписчиков.

В какой-то момент вы заметите, что всем головным уборам ваши дети предпочитают бейсболки и абсолютно не комплексуют, даже гордятся, если носят брекеты на зубах. Им будет приятно получить от вас на какой-нибудь праздник поросенка Пухлю (такой живет дома у главных героев) в виде мягкой игрушки, коллекционную фигурку своего персонажа или дневник Гравити Фолз № 1, 2 или 3 (тот, что под номером 3, мультяшные дети как раз и нашли в лесу).

Пухля

Пухля

Сложность заключается в том, что крупные мировые производители еще не уловили тренд — в обычном магазине игрушек вы ничего такого не купите. Придется «доставать» — либо у кустарей, либо заказывать на китайских сайтах.

Дневники Gravity Falls

Дневники Gravity Falls

Вот несколько ссылок для ориентира:

Компьютерные игры

Компьютерные игры

Компьютерные игры

Вам кажется, что компьютерных игр бесконечное множество… Впрочем, вам не кажется. Но, проведя опросы по всем соцсетям, мы обнаружили, что культовых игрушек, в которые играют практически все дети, кому мама и папа не ограничили время и доступ к гаджетам, всего 4 (четыре!)

И безусловный лидер среди них — Minecraft (3). Это официально одна из самых массовых компьютерных игр всех времен и народов: количество зарегистрированных пользователей — более 100 миллионов. Когда игрушка появилась (в 2009 году), это была классическая песочница: добывай стройматериалы и строй миры (такие электронные кубики lego). Но со временем функционал расширялся, теперь есть 4 основных режима Minecraft:

  • песочница;
  • выживание (хардкор) — это когда строишь дом не для собственного удовольствия, а чтобы спрятаться от зомби или еще какого-нибудь монстра;
  • приключение — усложненный вариант выживания: у игрока ограничен набор инструментов и приходится кооперироваться с другими игроками;
  • наблюдение — режим для детей, у которых система родительского контроля ограничивает время игры: ты становишься невидимым, летаешь над миром и смотришь, как менее подконтрольные дети его обустраивают.

Вы будете смеяться, но технологии Майнкрафта (или нечто похожее) используются в инженерных и проектировочных программах. Так что если ваш ребенок не читает, а все время «торчит в компьютере», он, наверное, станет не филологом, а инженером-строителем или дизайнером.

The Sims (1) больше нравится девочкам. Но по объему продаж и количеству участников — это основной конкурент Minecraft. По большому счету, это симулятор жизни: игрок создает людей (симов), растит их от младенчества до старости (причем в последних версиях некоторые особенности симов генетически обусловлены особенностями их родителей), селит в дома, устраивает на работу…

Word of Tanks (2) — виртуальное спасение для современных мальчиков. Парни любят играть в войну. Но времена сейчас такие, что мамы их на улицу без присмотра не выпускают — приходится сражаться за компьютером. Цель игры — победить в сражении и выжить. Чем больше играешь, тем больше набираешь опыта и денег, а за опыт и деньги можно купить лучший танк. Это, кстати, очень демократичная игра: использование настоящих денег вместо игровых не дает никаких преимуществ. Игра командная: в команде по 15 человек. Договариваться о тактике можно в чате.

FIFA (4), как можно догадаться, это симулятор игры в футбол. Создана в середине 90-х годов прошлого века, но максимальную популярность у подрастающего поколения набрала после появления последних версий консолей PlayStation 4 и Xbox One. До нынешнего года это была игра для мальчиков, но FIFA-16 — это уже женский футбол! И девочки с головой уходят в мужские игры.

А теперь — внимание! Мы здесь для того, чтобы избавить вас от главных родительских страхов. Вот:

Компьютерные игры не влияют на успеваемость. Нет, конечно, если ребенок играет и не делает уроки, то он будет получать свои «двойки». Но он получал бы их точно так же, если бы не делал уроки из-за того, что читал Энциклопедию Брокгауза и Эфрона или мыл машины на автозаправке, зарабатывая себе на мороженое… На исходный IQ перечисленные игры не влияют никак — ни положительно, ни отрицательно.

Компьютерные игры не превращают ребенка в социофоба. Наоборот: они учат его общаться и внятно излагать свои мысли. Все 4 трендовые игры предполагают командное взаимодействие: умение строить диалог, убеждать, согласовывать действия.

Карточные игры

Карточные игры

Карточные игры

Карточные стратегии (1-3) — это в некотором роде самоутешение для родителей: им кажется, что лучше детям играть в бумажные карты, чем в компьютерные. Берсерк (1) и Магия (3) изначально создавались на бумажных носителях, но, как выяснилось, настоящую большую популярность в реальном мире не наберешь, чтобы добиться денег и славы, надо выходить в онлайн. Сейчас они существуют в двух форматах: в компьютере дети в них играют, а в реальной жизни собирают карточки, компонуют и перекомпоновывают колоды, таскают все это добро в школу, чтобы там хвастаться и меняться друг с другом. В результате популярность карточных стратегий возросла в разы. Еще года три назад «Берсерка» можно было купить только в клубных магазинах, теперь он в широкой продаже — везде, где есть настольные игры. И по «Берсерку», и по «Магии» проводятся международные турниры, где взрослые люди сражаются за реальные деньги, но для детей 8-12 лет это коллекционирование (мы ведь уже писали, что такая потребность формируется как раз годам к десяти). Увлечение начинается с приобретения стартового набора — это довольно дорого. Зато потом можно докупать так называемые бустеры — закрытые пачки по 7 карт: тоже своеобразная игра, никогда не знаешь, каким героем пополнится твоя колода.

Игра Harthstone (2) появилась позже всех. И сразу в электронном виде. Она создана по мотивам компьютерной игры «World of Warcraft»… По этим мотивам в нулевые годы пытались выпускать и бумажные карты, и фигурки героев, но постепенно проект свернулся, так и не завоевав большой популярности. А вот Harthstone, появившись в 2014 году, к началу 2016 стала культовой игрой именно среди подростков: с одной стороны — компьютерная игра, с другой — возможность создавать коллекции в электронном виде.

Особняком среди карточных культовых игр стоит Dixit (или его русская версия – Имаджинариум (4)). В отличие от карточных стратегий ставка в ней делается не на холодный расчет и логическое мышление, а на способность чувствовать и понимать. Даже если ваши дети еще не стали ее фанатами, купите такую игру для семейных вечеров– вы больше узнаете друг о друге или поймете, насколько упустили из виду собственного ребенка. Так же как и в карточных стратегиях, вы сможете регулярно пополнять колоды, докупая новые тематические наборы.