passion.ru
Опубликовано 06 июня 2016, 00:00

Диктанты на лето: как не испортить ребенку каникулы

24 мая был День русской письменности, потом сразу День филолога, не успели отдышаться — нате вам день рождения Пушкина и День русского языка. Нет повода не посадить ребенка за тетрадки.
Диктанты на лето: как не испортить ребенку каникулы

Лето для ребенка — как отпуск для родителя. Но только руководитель, в смысле, родитель, всегда с тобой, весь отпуск не дает расслабиться. Диктант — невероятно популярная штука среди изощренных борцов с детской беспризорностью.

Зачем делать уроки летом

Зачем делать уроки летом

Зачем делать уроки летом

Давайте определим, ради чего мы орем уже двадцать минут: «Ты у меня сейчас все напишешь, как миленький», одновременно пытаясь добыть детку из-под кровати или выкурить из шкафа (он там забаррикадировался, справедливо отстаивая конституционное право на отдых). Цели наши высоки и мотивы безупречны.

  • Надо поддерживать навык письма! О да, ведь он точно забудет, как писать, если прекратятся регулярные истязания.
  • За лето можно повысить уровень грамотности! Три раза «да». Потому что именно изнуряющая работа, не подкрепленная внутренней мотивацией, дает самые крепкие знания, по себе знаем.
  • Марьиванна велела! Отличный аргумент, готовящий ко взрослой жизни, полной необъяснимых обычной логикой действий.

Как заниматься с ребенком на каникулах

Как заниматься с ребенком летом

Как заниматься с ребенком летом

Если вы твердо решили писать диктанты на каникулах, хотя бы сделайте детские муки менее страшными и бессмысленными — вы это можете, в отличие от Марьиванны, у которой «их тридцать в классе», «все согласно программе», «здесь вам не индивидуальное обучение» и прочий педагогический опыт.

Внушите, что диктант (как и любой другой скорбный труд на каникулах) — это не наказание! Никаких аргументов вроде «получил бы пятерку в четверти, сейчас бы гулял спокойно». Вы же хотите помочь ребенку изучить то, что на уроках он по какой-то причине не успел освоить в нужном объеме, а не создать и намертво закрепить ситуацию неуспеха?

Важно закрепить ощущение успеха

Важно закрепить ощущение успеха

Успешное написание диктанта требует от ребенка много знаний и навыков, ваша задача — это понять, на каком именно этапе случился пробел, мешающий школьнику получать хорошие оценки по русскому языку:

  • графический навык — само умение буквы разные писать тонким перышком в тетрадь;
  • орфографический навык — умение увидеть ошибкоопасное место, применить к нему нужное правило и сделать выбор буквы;
  • пунктуационный навык — то же самое, что с орфографией, но про запятые, точки, тире и их хитрые комбинации;
  • сопутствующие умения: умение удерживать внимание, слышать и запоминать отрезки текста, воспроизводить услышанное.

Вы (опять же, в отличие от Мариванны) можете заглядывать в тетрадь к своему ребенку прямо во время письма — соответственно, сможете определить, на каком этапе тормозится процесс. Начинайте решать именно проблему, а уже потом переходите к комплексному сложному заданию, каким, собственно, и является диктант.

Графический навык

Графический навык

Графический навык

Если чадо не справляется с диктантами в школе из-за несформированного навыка письма, то есть просто не успевает записывать все в нужном темпе, тренируйте графический навык.

Мастерство записи букв на бумаге зависит не только от мелкой моторики. Это еще и артикуляция, умение различать звуки речи и соотносить их с буквами, развитая зрительная память и то, что мы называем «усидчивостью» — возможность выносить длительную статическую нагрузку (без физкультуры никуда). Прежде чем диктовать тексты, начните с простых упражнений:

  • развитие мелкой моторики. Конструкторы, рисование (карандашами лучше, чем красками и фломастерами, потому что карандаш требует большего усилия для получения нужного цвета), пластилин, аппликации, плетение венков и косичек — летом миллион вариаций для развития пальчиков.
  • игры на развитие зрительной памяти: вариаций много, суть одна — показать какое-то изображение (картинки, буквы, слова, фигуры), которое ребенку предстоит воспроизвести по памяти. Конкретные методики в изобилии представлены в школьных отделах книжных магазинов и в Интернете — выбирайте только интересные!
  • прописи. Если у школяра уже сформировалось стойкое неприятие классических прописей, вернитесь на шаг назад и используйте дошкольные тетради — с графическими ребусами, заданиями на копирование рисунков и прочими несложными упражнениями.
  • дневники, открытки, письма. Помните, мы в начальной школе писали от руки анкеты для друзей с дурацкими вопросами вроде «твой любимый цвет», «как ты относишься к хозяйке анкеты» и заданиями типа открыть уголок и найти вкладыш? Расскажите ребенку, может, он вдохновится и придумает что-то похожее. В отпуске предложите купить открытку и подписать ее для оставшейся дома бабушки, отправив по почте, с маркой — как в древние времена. На даче ведите записи о развитии соседских котят-цыплят. Любое добровольное письмо пойдет на пользу. Правило: не проверять ошибки, здесь не школа!

Орфография и пунктуация

Орфография и пунктуация

Орфография и пунктуация

Наши школьники пишут с ужасными ошибками, а наши учителя ищут проблему где угодно, кроме образовательной системы. Хотя здесь нет ничего хитрого — ребенок воспроизводит только то, что его окружает. Поэтому вам, возможно, потребуется не ежедневный диктант, а вот что:

  • логопедические занятия: если ребенок говорит «калидор», имея в виду «коридор» — он и напишет аналогично. Найдите логопеда, скачайте пособия по правильному произношению, следите за тем, что слышит ребенок ежедневно. Ваша няня, не очень правильно говорящая по-русски, наверняка прекрасная женщина, но вам придется дополнить ее специалистом по правильной речи, если у ребенка проблемы с орфографией.
  • орфографическое чтение (проговаривание). Откуда ребенку запомнить, что корова именно кОрОва, если еще в саду ему промыли мозг невнятным фонематическим чем-то? Чем фонема отличается от звука, способен объяснить далеко не каждый взрослый — естественно, в голове у детей получается каша из звуков, букв и загадочных фонем, после которой он искренне пишет «мьасо» имея в виду «мясо», и читает в том же формате. Читайте вместе по слогам, обращайте внимание на орфограммы в повседневной речи и не ленитесь обратить внимание ребенка — просто повторите за ним сложное слово, четко выговаривая буквы. Он запомнит!
  • чтение вообще. Чудеса чудесные, но чем больше вы будете читать вместе, тем легче ребенку будет писать без ошибок. Ребенок запоминает картинку-слово и в дальнейшем воспроизводит ее так, как увидел. Обязательно следите за качеством изданий, сейчас много книжек с дикими опечатками — они не подходят.

Память и внимание

Память и внимание

Память и внимание

Кроме стихов, которые учить всегда лень и ни к чему, просите ребенка пересказать сюжет мультика, запомнить список продуктов, чтобы помочь вам ничего не забыть купить в магазине, научите считалкам, которые пригодятся во дворе. Хотя стандартные упражения тоже не помешают, если, конечно, ребенок не воспринимает их как категорическое насилие над своей свободной детской личностью.

Что диктовать

Что диктовать

Что диктовать

Среднестатистический родитель искренне верит, что покупка сборника диктантов для нужного класса — вполне достаточная степень участия в деле повышения грамотности. А то, что в большинстве случаев эти тексты — занудная никому не интересная муть, взрослых волнует меньше всего.

Диктовать ребенку, с трудом воспроизводящему закорючки на бумаге, замшелый текст из русской классики, требовать безупречного воспроизведения — это навсегда привить ему ненависть к русскому языку в любых его проявлениях. В конце концов, не каждый взрослый напишет про широкий боливар, который Онегин надевал для прогулки, потому что черт его знает, что это такое, боливар ваш двухсотлетней выдержки! Постарайтесь, чтобы ничто в тексте не вызывало дополнительных трудностей у ребенка — диктант и без них непростое дело.

Пусть ему будет интересно

Пусть ему будет интересно

Пусть это будут не абстрактные тексты, а осмысленные истории про героя, интересного ребенку, просто факты о животных, машинах, куклах, да хоть о майнкрафте — главное, чтобы вашему конкретному сыну или дочке не было скучно их слушать. Тогда очередной родительский приступ диктанта не будет вызывать детскую истерику. Наоборот, ребенок в какой-то момент с ужасом осознает, что он сам, добровольно, ждет новых упражнений.

И вот еще что: писать три предложения раз в день или две страницы раз в неделю — это очень разные задания. Короткие упражнения не требуют огромного напряжения, не отнимают много времени от игр, но тренируют те же навыки. Исходите из особенностей вашего малыша, который, хоть уже не совсем малыш, но заслуживает индивидуального подхода в обучении. Хотя бы на каникулах!