Почему одни дети вписываются в детский сад буквально с разбегу, а другие плачут с утра до вечера и с яслей до выпускного?

Еще хуже, если не плачут, а уходят в себя — сидят и молчат, уставившись в пространство, или грызут ногти, или перестают спать по ночам… У некоторых психологическая травма переходит в соматические проблемы: многим родителям знакома ситуация, когда ребенок «день ходит, неделю болеет». Как же помочь «несадовскому» ребенку? Мнения родителей делятся радикально: одни считают, что надо дать бедняжке дорасти, отсидеться дома с няней или бабушкой, пока не будет морально готов к выходу в свет; другие настаивают на насильственной социализации («а то в школе еще хуже будет»). Кандидат психологических наук, специалист Центра душевного здоровья «Альтер», Елена Жатько советует готовить детей к саду буквально с рождения. Ведь «садовские», легко адаптирующиеся дети — это те, которые насиделись дома и готовы идти дальше. Любой здоровый ребенок от природы любознателен. Следовательно, каждому ребенку, по идее, должно быть интересно в саду. Но для нормальной адаптации одного любопытства мало, нужно еще ощущение безопасности. То есть садовский новичок должен быть уверен, что мама и папа его любят даже на расстоянии и всегда придут на помощь.

Как растут «несадовские» дети

Как растут «несадовские» дети

В законодательстве недаром закреплен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, а потом еще (правда, без содержания, но с сохранением рабочего места) и до трех. Дело в том, что грудные дети ощущают себя единым организмом с матерью. Но мамы часто выходят на работу, едва малышу исполнится год, а то и раньше. На уровне здравого смысла ребенок находится в заботливых руках бабушки или няни. Но природу и физиологию обмануть нельзя. Мать и ребенок еще не насытились общением друг с другом.

Вы, скорее всего, не осознаете этого, часто свою усталость и депрессию связываете с чем угодно, но не с разлукой, отказываетесь признавать, что в это время на физиологическом, бессознательном уровне переживаете «потерю ребенка». В свою очередь, малыш испытывает похожие эмоции, стремится любым способом остаться рядом с мамой, хотя бы услышать ее голос, встретиться взглядом. Особенно плохо, если в период младенчества его оставляли одного в комнате, когда он спал, или наказывали, оставляя «проораться». В этом случае отдавать малыша в детский сад будет сложно, так как он уже пережил сильнейшее отчаяние от того, что остался один. У ребенка существует инстинктивный страх потери матери. Будучи не в состоянии справиться со стрессом, он будет заболевать. Для маленьких детей важно видеть маму, даже когда она идет в душ или в туалет — оставляйте дверь приоткрытой, младенец в 6-12 месяцев еще ничего «неприличного» не имеет в виду.

Опыты разлуки

Опыты разлуки

К полутора годам ребенок уже понимает, что он и его мама — это не одно и то же, у него появляется собственное «Я». Но присутствие мамы по-прежнему дает ощущение защищенности. Кроме того, дети этого возраста еще не понимают таких сложных вещей, как пространство и время. Поэтому нет смысла объяснять, что мама уйдет ненадолго, она будет недалеко и скоро придет — не поймет и не поверит. Приучайте ребенка к своему исчезновению постепенно. Играйте в прятки! Это не шутка. Сначала попроще: прячьтесь недалеко, ненадолго и все время подавайте голос. К двум годам можно прятаться посерьезней, но при первом же оклике малыша мама должна отозваться.

Смена обстановки

Смена обстановки

Примерно к двум годам у ребенка должна завершиться первичная сепарация от матери. Если предыдущий этап пройден успешно, то можно попробовать отдать его в группу краткосрочного пребывания в саду или в развивающие кружки. Не в смысле отдали и сбежали — первое время оставайтесь в зоне видимости ребенка (сейчас регламент дошкольных учреждений это предусматривает). Так малыш привыкнет к обстановке и другим людям и не испытает стресс, когда останется в детском саду без мамы. По времени процесс привыкания может длиться от нескольких дней до нескольких недель — в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его опыта.

Восстановить status quo

Восстановить status quo

Хорошо, если эта статья попалась вам еще до того, как ребенок начал страдать в детском саду. А если он уже там? И уже плачет? И мама у себя на работе тоже сидит и чуть не плачет…

Парадокс, но придя домой, она не в состоянии нормально пообщаться со своим малышом, пообниматься, поиграть. Конечно, есть очень важные домашние дела, на которые можно все списать. Но на самом деле на бессознательном уровне мама испытывает чувство вины, злость на себя, мужа и сложившуюся ситуацию, гипертрофированное чувство долга и еще много других негативных эмоций. Эти переживания мешают ей быть с ребенком ласковой, заботливой и веселой. В результате ситуация усугубляется: ребенок переживает острую нехватку любви, в его теле нарастает напряжение из-за подавленных желаний — и он начинает часто болеть.

Возможно, сейчас вы внутренне не готовы с этим согласиться, но в первую очередь в психологической помощи нуждается мама, а иногда и вся семья. Нужно пересмотреть свой рабочий график и перераспределить домашние обязанности так, чтобы нашлось достаточно времени для ребенка. Возможно, даже имеет смысл уволиться или взять отпуск, чтобы наладить свой быт, получить психологическую поддержку от близких, снова стать мамой. Бабушкам предоставить возможность помогать по хозяйству, на няне сэкономить, малыша опять перевести в группу кратковременного пребывания… То есть для выправления ситуации надо пройти тот этап, который был пропущен. Когда ребенок «насытится» общением с мамой, он будет готов к переходу в детский коллектив и его «несадовость» рассеется сама собой.

Фото: shutterstock и legion-media