passion.ru
Опубликовано 03 ноября 2001, 19:03

Талантливая муза или муза таланта? (графиня д'Агу)

   Быть музой - занятие почетное, но крайне неблагодарное. Особенно если муза спускается со своего пьедестала и входит в реальную жизнь творца. И вдвойне печально, когда сама муза не чужда творческих исканий и хочет быть признанной, как личность, а в результате лишается последних иллюзий.
Талантливая муза или муза таланта? (графиня д'Агу)

   Быть музой - занятие почетное, но крайне неблагодарное. Особенно если муза спускается со своего пьедестала и входит в реальную жизнь творца. И вдвойне печально, когда сама муза не чужда творческих исканий и хочет быть признанной, как личность, а в результате лишается последних иллюзий.  Имя композитора Ференца Листа известно всем мало-мальски знакомым с музыкой. А вот о графине Мари д'Агу не знает почти никто. Хотя истории их любви посвящено несколько книг, самой знаменитой и талантливой из которых является роман Оноре Бальзака "Каторжники любви" (“Les amours forces”), в котором графиня выведена под именем Арабеллы. Впоследствии и сама графиня выпустила воспоминания, в которых довольно подробно говорит о своей любви к Листу. К несчастью, любовь эта кончилась печально.

Графиня д'Агу, урожденная Флавиньи, родилась во французской семье, но в немецком городе — во Франкфурте. Когда ей было только 10 лет, она уже обращала на себя внимание своим умом и красотой. Когда она выросла, вокруг нее, как общепризнанной красавицы, начала толпиться целая армия воздыхателей, к числу которых принадлежали, между прочим, английский посланник Вильям Лем (муж возлюбленной Байрона), датский посланник Пехлин, Шатобриан.

Впоследствии она переселилась с матерью в Париж, где успех ее как светской красавицы был не менее велик. Один из ее современников описывает ее как высокого роста блондинку с длинными рыжеватыми волосами, большими мечтательными глазами, белой бархатной кожей, изящным носом и благородно очерченным лбом. Руки а ноги были у нее маленькие и красивые. Ко всему этому она обладала недюжинным музыкальным талантом. Но…

Но, несмотря на все эти качества, (а может быть, именно поэтому), никто не предлагал ей руки и сердца. Правда, и она оставалась равнодушной к ухаживаниям и комплиментам, которыми ее осыпали. К одному только генералу Лагарду, человеку пожилому, но обладавшему всем арсеналом французского лоска, она чувствовала некоторое влечение, и между ними завязалось что-то вроде романа, но он окончился в самом начале. Генерал вдруг уехал, так и не объяснившись в любви своей прекрасной подруге.

У нее уже было трое детей, а она то и дело ездила на балы, блистала в свете, куда всегда являлась в восхитительных, бросающихся в глаза туалетах и с выражением пресыщенности и скуки на лице. Графиня считала себя богато одаренной личностью, рафинированной интеллектуалкой, претендовала на первые роли во всех салонах и походя разбивала дюжины мужских сердец, пока не встретила Ференца Листа.

Произошло это в салоне герцогини Дюрас, где читали стихотворения, и играли на фортепиано. Лист, посещавший этот салон, был еще совсем молодым человеком, но подающим большие надежды. Высокий, стройный, худой, с бледным мраморным лицом и высоким лбом мыслителя, он сразу производил впечатление человека необыкновенного. К тому же все знали, что он часто колебался еще в то время, сделаться ли ему жрецом искусства или священником.

Как музыкант он приковывал к себе общее внимание, и в числе его пламеннейших поклонников были такие лица, как Альфред де Мюссе и Жорж Санд, произведения которых имели на него большое влияние. Дамы ухаживали за ним, за этим “Паганини фортепиано”, как называли Листа. Никто не обращал внимания на то, что Лист простого происхождения, так как отец его был второстепенным чиновником: светские манеры и музыкальный гений заставили аристократические сферы Парижа забыть об этом. Лист сделался настоящим божком, на алтарь которого женщины нередко приносили свою стыдливость, честь и репутацию.

Принесла их в жертву и графиня д'Агу. Она влюбилась в Листа. Возможно, решающую роль сыграло то обстоятельство, что гениальный юноша не ответил сразу на ее чувство, а она к такому обращению не привыкла. Впрочем, пути любви неисповедимы. Тем более, что старания графини увенчались полным успехом: господствовавшая в то время идея свободной любви, воспетая, в частности, в романах Жорж Санд, была очень модной в парижском высшем свете.

Но вот продолжение модного романа оказалось шокирующим: графиня д'Агу бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию. Лист был наверху блаженства, как можно судить по следующему его письму к одному другу-писателю: “Если хотите описать историю двух счастливых любовников, то выберите берег озера Комо. Никогда еще небо не судило мне столь благословенного уголка на земле. Очарование любви должно там действовать с удвоенной силой. Представьте себе идеальный образ женщины, небесная прелесть которой внушает благоговение, а рядом с ней — юношу, который верен и счастлив не в меру... О, вы, наверно, уже догадываетесь, как зовут эту любовную парочку!”

Счастье Листа продолжалось долго, потому что за время пребывания в Швейцарии графиня родила ему троих детей: Даниэля, Христину и Козиму. Но была ли она сама счастлива? Вряд ли. Лист был любящим отцом, пылким любовником, но… бедным, чтобы не сказать - нищим. Рай в шалаше не получился, ибо графиня д'Агу не привыкла к лишениям. Начались обычные сцены, ссоры, и дело кончилось тем, что любовники расстались.

Любовь закончилась, остались воспоминания. Графиня д'Агу, чтобы заполнить пустоту в своей жизни, занялась литературой. Возможно, она предпочитала считаться представительницей богемы, а не отринутой светом неудачницей. Ее первый роман “Нелида” имел большой успех, так как она описала в нем собственную жизнь. Конечно, Листу в нем досталось "по полной программе", но вряд ли это может удивить. Самой Мари тоже пришлось несладко после выхода в свет романа Бальзака, а уж он-то ни в коей мере не сводил с ней личные счеты.

Роман вызвал много порицаний, но его охотно читали. Шатобриан находил его даже образцом остроумной иронии. Впрочем, беллетризованные мемуары всегда пользуются успехом, особенно если выходят при жизни главных действующих лиц.

Сама писательница обращала мало внимания на критику: она творила. Возможно, ей не давали спать лавры Жорж Санд. Мари ей подражала не только в жизни, но и в литературе и даже выбрала себе мужской псевдоним — Даниэль Стерн. Под ним, между прочим, она издала свою историю революции 1848 года.

В этой книге графиня высказывает демократические воззрения, что, в основном, объясняется остракизмом, которому она подверглась в аристократических сферах из-за незаконной связи с Листом. Впрочем, графиня д'Агу всегда считала себя “исключительным существом”, и вряд ли стала бы писать даже историческую книгу по общепринятым канонам.

И все-таки судьба жестоко подшутила над ней. Она была талантливой писательницей, создала блестящий салон, а осталась в истории только как подруга Листа и современница Жорж Санд. Наверное, и сама Мари понимала тщету своих усилий, поскольку жизнь закончила в сумасшедшем доме, забытая практически всеми, в том числе, и детьми.

А Лист, доживший в богатстве и почете до глубокой старости, никогда и ни с кем не говорил о своей возлюбленной. Ни хорошо, ни плохо - никак. Впрочем, он вообще избегал говорить о женщинах: его единственной возлюбленной всегда была музыка.

Не муза - музыка.